«Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович»
Сочинение
РЕВИЗОР
(Комедия в пяти действиях, 1835; пост. 1836; 2-е испр. изд. 1841)
Хлестаков Иван Александрович — по оценке самого Гоголя, центральный персонаж комедии, «...молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».
X. выходит на сцену во 2-м д. Он направляется из Петербурга, где, подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину (повесть «Шинель»), служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными неуспехами сына. (Саратов в начале XIX в. — беспросветная глушь; ср. слова Фамусова в «Горе от ума»: «В деревню, в глушь, в Саратов!») По дороге, в Пензе, проигрался; теперь не имеет денег ни на дальнейший путь, ни на оплату гостиничного счета; голодает. Прибытие губернатора Сквозник-Дмухановского (явл. 8) поначалу связывает с арестом за неуплату долга. Затем (успев занять деньги у Сквозник-Дмухановского и перебравшись к нему на квартиру — д. 3, явл. 5) объясняет гостеприимство и услужливость чиновников «сентиментально» — их человечностью и обычаем привечать приезжих, показывать им «богоугодные заведения», поить их из «бутылки-толстобрюшки».
За этим (д. 4) следует череда «просительных» визитов чиновничества и купечества. У первого из визитеров, судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, X. робко просит занять 300 руб.; у почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина и смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова ту же сумму просит уже не стесняясь. У попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники вытягивает 400 руб.; войдя во вкус, с неслужащих — а потому вроде бы и не имеющих причины давать взятки — Бобчинского и Добчинского пытается стребовать уже 1000.
Лишь когда поток кредитоспособных просителей иссякает, X. наконец-то догадывается, что его принимают за кого-то другого (он считает, что за генерал-губернатора). Но и тут объясняет «успех» не случайностью, а своим петербургским костюмом и обхождением. О чем спешит рассказать в письме «душе Тряпич-кину», петербургскому приятелю из «сочинителей». Приняв напоследок обиженных Городничим купцов, слесаршу, мужа которой забрили в солдаты, и высеченную унтер-офицерскую вдову, X. устает от миссии защитника униженных и окорбленных и, как бы войдя в роль взяткобрателя (до сих пор он действительно полагал, что берет «взаймы»), велит гнать взашей жалобщиков из бедного сословия.
X. легко описывает чужие недостатки; язвительные характеристики, какие он дает чиновникам уездного города в письме к Тряпичкину, остроумны и верны. Но сознательно взглянуть на себя со стороны, оценить свое действительное положение он не в состоянии. Даже догадавшись, что невольно занял чье-то место, X. (каким он изображен в окончательной редакции «Ревизора») не может сообразить, что рано или поздно объявится настоящий «генерал-губернатор» (он же ревизор). Ему так хорошо быть тем, кому в своей «настоящей» жизни он обречен лишь завидовать и кем ему никогда не стать, что «делать ноги» он не спешит. В финале д. 4 X., вместо того чтобы поспешить с отъездом, затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего; в конце концов сватается к последней и пробуждает в Сквозник-Дмуха-новском тщетные надежды на генеральский чин. И если бы не слуга Осип, по-народному сметливый, то X. не успел бы покинуть пределы «гостеприимного» города за несколько минут до того, как Шпекин явится с «саморазоблачительным» письмом X. к Тряпичкину, а Жандарм объявит о том, что «Приехавший по Именному повелению из Петербурга чиновник требует» Городничего «сей же час к себе».
«Ревизор» — комедия и «лиц» и «положений»; комедий-ность «положений» обеспечена в ней всеобщим самообманом «лиц», а не хитроумным обманом героя-авантюриста. Неповторимость сценического амплуа X. в том и состоит, что он — щелкопер, враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Гоголь называл X. «лицом фантасмагорическим»; но эта «фантасмагория» лишена инфернально-демонического начала. Контраст между действительным ничтожеством X. и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники и жители уездного города, «записавшие» X. в ревизоры, питает комическую атмосферу пьесы. Этот же контраст формирует и ее скрыто-трагический подтекст — тот «светлый» смех сквозь невидимые, неведомые миру слезы, который Гоголь считал единственно положительным «лицом» комедии.
Смешно, когда X. в явл. 5, д. 3 после «бутылки-толстобрюш-ки» с губернской мадерой, как бы отвечая на ожидания чиновной «публики», от реплики к реплике поднимает себя все выше и выше по иерархической лестнице и лишь изредка случайно довирается до правды («Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель»... Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже»). Начав с того, что его хотели сделать коллежским асессором, продолжив тем, что «один раз» солдаты приняли его за главнокомандующего, Хл. кончает тем, что описывает явление «курьеров, курьеров, 35 000 одних курьеров» с просьбой вступить в управление департаментом — и восклицает: «Я везде, везде! Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...»
Но то, что кажется смешным, — на самом деле беспредельно трагично. X. в отличие от чиновников, которые уверены, что «надувают» ревизора, пускают ему пыль в глаза, врет и хвастает бескорыстно, не преследуя никакой цели и попросту не помня, что он говорил вчера, час или минуту назад. Однако его вранье и хвастовство не походит и на пустую болтовню фанфарона Репетилова из «Горя от ума», или беспечно-возбужденную ложь Ноздрева из «Мертвых душ», или фантазии какого-нибудь водевильного шалуна. В том, как пьяный X. выдумывает свою «идеальную» биографию, как строит ее из разрозненных и взаимоисключающих эпизодов, есть прямая и жесткая при всей ее бессознательности логика. Все социальные маски, которые примеряет на себя напившийся (а значит, освободившийся от самоконтроля) X. предельно экзотичны. Будь то «фельдмаршальство», будь то «сочинительство» (X. с Пушкиным на дружеской ноге; он автор множества сочинений разных эпох и стилей — «Женитьбы Фигаро» Моцарта Бомарше, оперы «Роберт-дьявол» Майербера, «Фрегата «Надежда» А. А. Бестужева-Марлинского, «другого», не загоскинского «Юрия Милославского»; его псевдоним — Барон Бромбеус; он издатель «Московского телеграфа» Н. А. Полевого). Будь то «любовное» амплуа: объясняясь с дочерью Городничего Марьей Антоновной, X., подобно романтическому герою-любовнику, уверяет ее: «Я могу от любви свихнуть с ума». В том фантасмагорическом мире, который создан в лживом воображении X., раз навсегда преодолена жесткая бюрократическая «регулярность» петербургской (шире — российской) жизни. Ничтожный чиновник производится в фельдмаршалы, безликий переписчик становится известным писателем. X., как мелкий бес, выпрыгивает из своего социального ряда и несется вверх по общественной лестнице. Если бы не цензурные «ограничители», он на фельдмаршальстве ни за что не остановился бы — непременно посягнув на «вакансию» государя, как делает это другой гоголевский чиновник, Поприщин. Поприщина освобождает от социальной скованности сумасшествие; Акакия Акакиевича Башмачкйна, который заворачивается в шинель, как в царскую порфиру, — смерть; X. освобождает его вранье. Причем освобождает не «от условий жизни», а «от самого себя» (выражение литературоведа Ю. М. Лотмана). В какой-то момент он озирается с этой немыслимой высоты на себя реального и с беспредельным презрением отзывается о своем настоящем положении: «...а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр пошел писать».
Между тем преодолеть свой сословно-бюрократический статус, возвыситься над мелкой судьбой хотят многие герои «Ревизора». Городничий, «осчастливленный» предложением, которое делает его дочери «значительное» лицо, тут же возносится в мыслях до генеральского чина, пародийно повторяя завиральные интонации X.: «Кавалерию повесят тебе через плечо поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! обедаешь себе у губернатора, а там: стой, городничий! Хе-хе-хе (заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!» (д. 5, явл. 1). Но выше генеральства Городничий не заносится. Бобчинский, у которого к X. одна-единственная «нижайшая просьба» («как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам если эдак и Государю придется, то скажите и Государю, что вот, мол, Ваше Императорское Величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»), тоже, по существу, хочет «возвысить» себя до высших чиновников империи вплоть до государя. Но поскольку он не имеет духу и беззаботности X., чтобы лично приблизиться к престолу, хотя бы и в пространстве собственного воображения, постольку он робко умоляет «перенести» через сословные преграды хотя бы одно свое имя и освятить его ничтожное звучание «божественным» слухом государя.
X. — во многом благодаря своей беззаботности — куда более смел, куда более масштабен, чем все остальные герои комедии; его удаль (хотя бы и «не туда», «не на то» направленная) позволяла Гоголю с самого начала считать X. «типом многого, разбросанного в русских характерах». В нем, в его «социальном поведении» аккумулированы, осуществлены затаенные желания чиновников уездного города; с ним связаны основные социально-психологические, философские проблемы пьесы. Это делает его сюжетным центром комедии.
Позже, в драматургической «Развязке «Ревизора» (1846), отвергнутой большинством читателей, включая актера М. С. Щепкина, выведенного в «Развязке» в качестве мудрого толкователя смысла комедии, Н. В. Гоголь «надстроит» свой сюжет аллегорией душевного города («Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас») и даст дополнительные характеристики всем персонажам, превратив их в олицетворения разных страстей человека. Мнимый ревизор X. предстанет «ветреной светской совестью», перед которой каждый может оправдаться; ему противостоит ревизор «истинный» — «наша проснувшаяся совесть», ждущая каждого человека у дверей гроба.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор")
"На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Ревизор
"Ревизор" — сатира на крепостническую Русь
Авторская характеристика Хлестакова
Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор»)
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Герои комедии Гоголя «Ревизор»
Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Гоголь Н. В. «Ревизор»
Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор"
Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя)
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор"
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор")
Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)
Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Комедия "Ревизор"
Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Н. В. Гоголь Ревизор
Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»
Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века — Н.В.Гоголь "Ревизор")
Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образ города в комедии Гоголя «Ревизор»
Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Образ Хлестакова
Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Образ Хлестакова (тезисный план).
Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"
Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\'
Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?
Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время?
Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор
Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Почему чиновники боялись приезда ревизора?
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора
Ревизия нравов по Н.В.Гоголю
Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор")
Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор"
Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор
Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор"
Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Смех сквозь слёзы…
Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор»
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»).
Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Уездный город и его обитатели
Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор")
Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор")
Хлестаков и хлестаковщина
Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Чиновники города NN
Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор")
Что за человек Городничий?
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор")
Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»?
Рецензия к комедии
Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор»
Каковы особенности композиции комедии “Ревизор”
Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель»
Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор»
Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович)
Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор»
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
Где в комедии развязка
Описание образа Городничего в комедии «Ревизор»
Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре»
От черновых редакций к первому изданию «Ревизора»
Средства комического в «Ревизоре»
Какую роль в комедии играет «немая сцена»
Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор»
Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор»
Сравнительная Хлестакова и городничего
Хлестаков — самый трудный образ в пьесе
Россия в комедии «Ревизор»
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»
Творческая история создания комедии «Ревизор»
Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»
Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор»
Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор»
КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР"
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"
Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2)
Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор»
Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор»
Современная критика о «Ревизоре»
Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии
Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Сатирическая острота комедии «Ревизор»
Раскрытие характера Городничего
Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ
Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России»
Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор»
Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор»
Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор»
Анализ образов купцов в комедии «Ревизор»
Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»
Ненастоящее в комедии "Ревизор"
Чичиков - делец-приобретатель
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1)
Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”
Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор")
Собрать в кучу все дурное…
«Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор»)
Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда
«Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым
Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»
Описание образов помещиков в комедии «Ревизор»
Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор»
Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор»
Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор»
Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор"
Ревизор бессмертное произведение
Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии
Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок.
Философская сатира в комедии «Ревизор»
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2)
Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР"
Образ смотрителя училищ и почтмейстера в пьесе Гоголя «Ревизор»
Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор»
Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки
Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя
Групповая характеристика чиновников
Анализ композиции комедии «Ревизор»
Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор»
Современная Гоголю критика о «Ревизоре»
Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Тема города в комедии "Ревизор"
Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии
В доме городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского
Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Какую сцену вы считаете кульминацией комедии
Характеристика произведения "Ревизор" Гоголя Н.В.
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»
Почему Н В Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»
Сюжет заключительного V действия пьесы Гоголя «Ревизор»
Почему «отцы города» решили что Хлестаков ревизор
Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор»
«На зеркало неча пенять коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Николая Гоголя «Ревизор»)
Анализ второго и третьего действия комедии Гоголя «Ревизор»
Невидимые образы в комедии Гоголя «Ревизор»
Сборный город всей темной стороны
Что такое хлестаковщина?
Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1)
Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Комедия о настоящей беде в государстве Русском ("Ревизор")
Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков 2
Белинский о комедии Гоголя «Ревизор»
“Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»
Комедия Гоголя «Ревизор» – великое произведение русской литературы
Иерархия чиновников и ее отражение в «Ревизоре»
Характеристика образов в комедии «Ревизор»
Почему Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Человеческие типы в комедии Н.В. "Гоголя Ревизор"
Образ антигероя в комедии «Ревизор»
Хлестаков сам по себе ничтожный человек или Гоголь о Хлестакове
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится»
Российское чиновничество XIX века в комедии Гоголя «Ревизор»
Художественное своеобразие жанра комедии «Ревизор»
Мастерство Н.В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии "Ревизор")
Сюжет третьего акта пьесы Гоголя «Ревизор»
Изнанка общества и государства в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
"Собрать в кучу все дурное" (Сатирическое звучание комедии Н В Гоголя "Ревизор" )
«Смеха боится тот кто уже ничего не боится» (Н.В .Гоголь) (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
«Ничто так не обескураживает порока как сознание что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» (На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова Щедрина)
Развитие интриги в комедии Н В Гоголя «Ревизор»
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип
Драматургия Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор»
Сатирическое изображение действительности в комедии
Общественное значение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Характер вранья Хлестакова в комедии «Ревизор»
Основа комедийности пьесы «Ревизор»
Сметное и грустное в комедии
Первое представление комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в Петербурге
Сатира на чиновничью Русь в комедии "Ревизор"
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика
Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Сатира на крепостническую Русь
Хлестаков 1
Хлестаков - характеристика литературного героя (персонажа)
Реакция городских властей на аферу Чичикова
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира
Комедия Гоголя «Ревизор» и театр Пушкина
Мир, в котором живет Хлестаков
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Мертвые души» Н. В. Гоголя - горький упрек современной России, но не безнадежный
Иван Александрович Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Реализм в композиции комедии «Ревизор»
Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» чисто русский анекдот
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»)
Роль образа Городничего в комедии «Ревизор»
Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор»
Эпиграф и сюжет комедии Н В Гоголя «Ревизор»
«Сборный город всей темной стороны» (по комедии Гоголя "Ревизор")
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»
Характер героя в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» — комедия характеров
История написания комедии Гоголем «Ревизор»
О знаменитой фразе городничего
Город, в котором живут герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Чичиков - гениальное предвидение Н. В. Гоголя
Это честное, благородное лицо был — смех
Литературная полемика вокруг комедии «Ревизор»
Анализ образов слесарши и унтер офицерши в комедии «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор»
«Борис Годунов» Пушкина и «Ревизор» Гоголя
Средства создания комического эффекта в комедии "Ревизор" Гоголя
Гоголь — обличитель нравов (по комедии "Ревизор")
Роль смеха в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Из истории постановок «Ревизора» на сцене
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
События, описываемые Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор»
ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ \'РЕВИЗОР"
"Собрать в кучу все дурное…" (Сатирическое звучание комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
Кто же такой Хлестаков
Русский город, его власти; ситуация «Ревизора»
Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор»
Николаевская Россия в "Ревизоре"
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Система образов в комедии «Ревизор»