Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
«Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя »
«Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы.
Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная», очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую новость в одно мгновение превратить в городской слух.
Единственная женщина-помещица в «Мертвых душах» — Настасья Петровна Коробочка. Она одна из «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» У Коробочки «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, есть «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Коробочка не претендует на высокую культуру: в её облике выделяется весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.
Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое» и «небывалое» пугает ее. Единственное, что волнует героиню — это цены на пеньку и мед. Кажется, что у неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души».
Коробочка — глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица. Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий, «населенный» мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя.
Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка — дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.
Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, ещё более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А «приятные» дамы сделали всё это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных «сестер».
В пьесе «Ревизор» также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна — жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.
Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем». Таким образом, перед нами — великовозрастная светская кокетка, главное для которой — положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери.
Марья Антоновна — дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.
Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.
Итак, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам. Все они очень похожи — своей пустотой и обычностью. Разве что в «Ревизоре» прописаны они более четко и ясно. В «Мертвых душах» же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в «Ревизоре», но и вообще в русской литературе.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии