Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
«Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»»
Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии
Комедия
Все герои «Ревизора» созданы из похожего «материала», создают «единый ряд». Можно сказать, что они представляют один социальный тип — людей, не соответствующих тем «важным местам», которые они занимают (чиновники уездного города) или на которые претендуют (Хлестаков). Более того, ни один из них никогда даже и не задумывался над вопросом, каким должен быть чиновник, как следует выполнять свои обязанности.
Можно сказать, что Гоголь рисует характеры своих героев неоднозначными — в них заложено комическое противоречие между тем, каким должен быть чиновник, и кем на самом деле являются эти люди. Так, городничий Сквозник-Дмухановский, призванный отвечать за жизнь целого города, взяточник и казнокрад, уверенный в своем праве использовать административную власть в личных интересах. Да и остальные чиновники (судья Ляпкин-Тяпкин), попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин) похожи на своего начальника, как две капли воды. Все они не прочь запустить руку в казну, «поживиться» взяткой от купца, украсть то, что предназначено для их подопечных и так далее. А в целом складывается картина российского чиновничества, «всеобще» уклоняющегося от истинного служения царю и Отечеству, которое должно быть обязанностью и делом чести дворянина.
В то же время, «социальные пороки» в героях «Ревизора» — только часть их человеческого облика. Все персонажи наделены еще и индивидуальными недостатками, которые становятся формой проявления общечеловеческих пороков. Можно сказать, что смысл изображенных Гоголем характеров значительно масштабнее их общественного положения: герои представляют не только уездное чиновничество или российскую бюрократию, но и «человека вообще», с легкостью забывающего о своих обязанностях перед людьми и Богом.
Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу, любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего напоказ только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника — это «наушник» и льстец, прикрывающий свои «грехи» чужими «грешками». Почтмейстер же, «угощающий» чиновников письмом Хлестакова, — любитель подглядывать «в замочную скважину». Ну, а сам мнимый «ревизор» Иван Александрович Хлестаков — воплощение бездумного вранья, легкого отношения к жизни и слабости приписывать себе чужие дела и чужую славу. Это человек-«лабардан», то есть смесь глупости, бессмыслицы и чепухи, которые претендуют на то, чтобы их принимали за ум, смысл и порядок. «Я везде, везде», — говорит о себе Хлестаков. Как замечает Гоголь, «всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться…».
Основная эмоция? которая царит во время всего действия пьесы, — это страх героев, крепко связанный с авторским смехом. Он проявляется в ситуации, вызванной полученным сообщением о скором приезде ревизора из Петербурга. Далее — в ситуации глухоты и слепоты чиновников, внезапно переставших понимать смысл слов, которые произносятся Хлестаковым. Они истолковывают их превратно, не слышат и не видят очевидного. И, наконец, в ситуации подмены: Хлестаков был принят за настоящего ревизора.
В связи с этим нужно сказать, что основной источник комического в «Ревизоре» и основная эмоциональная доминанта авторского замысла — это страх, буквально парализующий уездных чиновников, превращающий их из властных самодуров в людей суетливых, заискивающих, жалких. Именно страх лишает их разума, делает «глухими» и «слепыми»: «городничий и прочие трясутся от страха». Страх и вызванные им глухота и ослепление стали почвой, на которой возникла ситуация подмены, определившая характер конфликта и комедийного сюжета «Ревизора».
Таким образом, на мой взгляд, нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в «Ревизоре» связаны со смехом и страхом. Именно они призваны Гоголем обличать пороки — социальные и нравственные — героев комедии. Высмеивая их, «от противного», писатель являет свой положительный идеал человека.
Важно, что Комические персонажи в изображении Гоголя вовсе не являются уродливыми мутациями людей. Для него это обычные люди, с их недостатками и пороками, те, кому особенно необходимо слово истины. Они ослеплены властью и безнаказанностью, привыкли считать, что жизнь, которую они ведут, и есть подлинная жизнь. Для Гоголя это люди заблудившиеся, ослепшие, никогда не знавшие о своем «высоком» общественном и человеческом предназначении.
Великий русский писатель в «Ревизоре» и в последовавших за ним произведениях, в том числе и в «Мертвых душах», проводит мысль о том, что, только увидев себя в зеркале смеха, люди способны испытать душевное потрясение, задуматься о новых жизненных истинах, о смысле своего «высокого» земного и небесного «гражданства».
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии