Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
«Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор»»
В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и «фамусовской Москвы» было изображением происходящих в стране процессов.
Противники Чацкого — это «свет», высшее московское дворянство. Это «тузы», как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы даёт нельзя богаче». Неким предводителем этого общества является Фамусов.
Таким образом, комедия Грибоедова описывает события перед 1825-м годом. Но вот проходит примерно 10 лет, почти эпоха, так как за это время произошло многое: восстание декабристов, период реакции, смена царя и, как следствие, режима. И выходит в свет произведение Гоголя, ставшее впоследствии бессмертным, — пьеса «Ревизор». Эта комедия также отражает нравы общества… И что же получается?.. Ничего не изменилось! «Дома новы, но предрассудки стары». Перед нами опять московское общество, хотя и перенесенное в глубинку, перед нами опять образы чиновников и городничих, которые служат не за совесть, а только чтобы начальство было довольно.
В этих пьесах есть образы, которые можно сравнивать, так как они являются своеобразными «лидерами» описываемых обществ — это Фамусов и Городничий. Добродушный и хлебосольный, каким он может показаться в беседе со Скалозубовым в начале пьесы, Фамусов груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим «монашеским поведением». Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом:
Дай бог здоровья вам
И генеральский чин; а там
Зачем докладывать бы дальше
Речь завести о генеральше?
Городничий так же ведет себя. Он груб со своими подчиненными, не боится их обидеть (вспомним Явление 1, в котором Городничий отчитывает своих чиновников и говорит им, какие недостатки в их ведомствах необходимо исправить). Но вот появляется «ревизор» Хлестаков, и человека обходительнее, чем Антон Антонович, не сыскать во всем свете. Вот как он начинает разговор с «ревизором»: «Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений; Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить свою минуту. Моя обязанность помогать проезжающим». Правда, он не пытвется свести свою дочь с Хлестаковым, но за него это делает жена.
А Фамусов в IV действии «Горе от ума»! Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: «дорогой», «батюшка», «любезный человек». А в IV действии? «Чурбан», «тетеря», «не финти», «за святцами зевать».
Городничий же также не боится обзывать своих подчиненных. Но самое главное, что остальной народ города, который не входит в его ведомство и ради которого он, по сути, и сидит на данной должности, для городничего только «дрянь» и «рвань».
Вот понимание Фамусовым того, как следует ценить знакомства, родню: «…Я перед роднёй, где встретится, ползком; / Сыщу её на дне морском». А Городничий в Действии 3, Явлении 6? Напоив Хлестакова, он с ужасом выслушивает его «исповедь» о том, какие известные люди стоят в очередь на прием к «ревизору». Городничий проникается беспредельным уважением к Хлестакову только потому, что тот знает влиятельных, блестящих людей, а не потому, что он сам интересен или достоин почитания.
Может быть, Фамусов — хороший управляющий в казённом месте? Нет. Молчалин несёт на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и «многое не дельно». А Фамусов?
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
И вместе с тем он убеждён, что много трудится: «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…».
Таков же и Городничий. В Явлении 3, когда он узнает о том, что ревизор уже 2 недели живет в плохой гостинице, он правдиво и точно обрисовывает положение в своем городе: «Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!» Но он также не задумывается, что все эти безобразия — это его вина. Он уверен, что делает все для своего города.
Ни Фамусова, ни Городничего по настоящему не заботит ни судьба дочерей, ни служебные дела. Они боятся в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» («Горе от ума»). Таким образом, в данных образах писатели обличили чинопоклонство света, недальновидность и ограниченность чиновников.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии