«Комедия о настоящей беде в государстве Русском ("Ревизор")»
Сочинение
Сейчас, в то время, когда «Ревизор» написан и когда происходит действие, городничему лет 50. Он родился, стало быть,- в конце XVIII столетия, при Екатерине II. Он был юношей, когда наступил XIX век: смерть Павла I, «дней александровых прекрасное начало» (Пушкин). На что-то надеялись, уповали на внутриполитические реформы. Интеллигентная и полуинтеллигентная Россия читала «Бедную Лизу» Карамзина. Читали и плакали: в моду вошла «чувствительность». Провинциальный юноша и расплескавшееся вокруг него море «чувствительности». Щегольство некоторым вольномыслием, кстати и некстати упоминаемое вольтерьянство. Формировалось то, что впоследствии, уже после смерти Гоголя, легло в основу расплывчатого морального кодекса российского либерализма: и в безбожие поиграть, и о гуманизме потолковать, и побранить тиранию. Была тут, впрочем, и несомненная искренность, бескорыстие было: послужить идее.
Но служение идее вытеснялось ревностным служением себе самому. Заметим кстати, что гоголевские герои сплошь и рядом грезят отцовством, мечтают стать отцами: грезит Подколесин в «Женитьбе»; Чичиков грезит, но светлая идея отцовства у него искажается, ведя его все дальше и дальше по пути приобретательства и недвусмысленных махинаций. Антон Антонович не раз говорит о детях своих; детей у него, видимо, много; и вряд ли он примитивно лжет, когда, представ перед таинственным юношей из столицы, лепечет растерянно:
* «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие…» Марья Антоновна, наверное, старшенькая; а есть и другие. Много: «Раз как-то случилось, забавляя детей, выстроил будку из карт…» - говорит городничий, клянясь, что игральных карт в руки он не берет. Насчет карт он, конечно, слукавил; но насчет детей он сказал все как есть, такого не выдумаешь. Итак, дети маленькие. Но когда он впервые о них задумался? И не превратил ли он святую мечту в оправдание первых компромиссов и сделок с совестью?
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский раздвоился, и не должностные преступления и проступки его судит Гоголь, а его грех, его вину перед собою самим. Он утратил цельность, которая, по мнению Гоголя, могла оправдать «царственного страдальца» Бориса. Плоть и связанная с нею корысть отделились от духа, инерция проявлений которого, впрочем, нет-нет да и сказывается в «Ревизоре». Наивные попытки утешить себя тем, что вверенный город можно поднять, привести к благоденствию и украсить, у градоправителя все-таки были. Да где там! Нешто народ их поймет? И словно вторя тирадам царя Бориса о том, как не хочет понимать его неблагодарная чернь, городничий меланхолически сетует: «Что это за скверный народ: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, чорт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» И изрекши сие, городничий «вздыхает».
Городничий и сострадание вызывает, и жалость, смех: смешно раздвоенное, позволившее себя сломать. В речи городничего то и дело проскальзывает какая-то полемика; как раз полемичностью, соединенной, впрочем, с уступчивостью, речь его и выделяется в пьесе. Он продолжает уверять себя, что не властен он был в выборе образа жизни: «Так уж, видно, судьба»,- говорит он, снова «вздохнув». Или: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят» («волтеианцы напасно…»). Все это - полемика с кем-то, оставшимся за границами места и времени действия. И с чем-то задушевным, убитым в себе; не вне себя кого-то убил городничий, а в себе самом убивал он «младенца» - духовность и чистоту. И осталось от былого немногое: порывы украсить град памятниками, склонность кстати и некстати вздыхать да, быть может, еще вот это - грассирование (на догадке о том, что городничий грассирует, мы, пожалуй, вправе настаивать: такой городничий и более смешон, и более жалок, и более страшен). Городничий и ругаться будет грассируя; сама речь его двойственна: в ней проскальзывает и мужицкая, прямо-таки извозчичья лексика в сочетании с изысканной фоникой. И каждое слово будто бы склеено из кусочков. Чистый неглупый юноша, отрешившись от былых порывов, и сквернословию выучился. «С волками жить - по-волчьи выть», - сказал, должно быть, он себе когда-то. Народ не понимает, сослуживцы ненавидят, купчишки жалуются, станешь тут последними словами ругаться.
Предложение, сделанное Марье Антоновне Хлестаковым, воспринимается как решение проблемы, исподволь терзавшей «несчастного отца» не год и не два: жить-то как? Он сомневался: правильно ли живет? Утешал себя: «Я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви» (кайней мее в вее твед…»). Но богу служил так же худо, как и отечеству: социальная комедия сливалась с притчей о разрушении души.
И предложение Хлестакова - долгожданный ответ на сомнения: правильно жил! И когда на этот раз кто-то говорит о судьбе, сославшегося на судьбу назидательно поправляют: «Не судьба, батюшка, судьба индейка; заслуги привели к тому».
Правитель не пятнал рук в крови и младенца не убивал. Образ ребенка постоянно присутствует в пушкинской «Комедии о настоящей беде Московскому государству…»; но у Пушкина он - напоминание о содеянном, а у Гоголя он дан в иных художественных связях.
В «Ревизоре» мелькает образ отца героя - так сказать, тень отца его. Отцы и учителя вообще населяют комедию, усугубляя творящуюся на подмостках неразбериху и путаницу. Учителя паясничают. Один отец не может усыновить своего внебрачного сына, а другой терпит фиаско с замужеством дочери. Прорисовывается и какой-то Александр Хлестаков, старый барин, но и он, судя по результатам его воспитательных поползновений, оказался и неважным отцом, и из рук вон плохим учителем. Словом, то же, что и везде: жизнь Российской империи грубо пародирует идеал Гоголя. Отцы и учителя действуют врозь - все выходит плохо; пытаются они объединиться в одном лице - и того хуже, получается несуразица, зеркально отраженная в дуэте Анны Андреевны и Марьи Антоновны: учителем девушки порывается быть ее маменька, но маменька, блюдущая дочь, и сама непрочь согрешить.
Эпизод, когда Хлестаков признается в любви к городничихе, чреват фантасмагорической ситуацией: презрев брачные узы, влюбленные бегут «под сень струй», на городничего, натурально, обрушивается сугубый позор и конфуз, а дети исчезнувшей матушки как бы сиротами остаются. Да впрочем, город и населен какими-то сиротами, безотцовщиной: есть отцы, учителей тоже довольно, но ощущение такое, будто кругом царит сплошное сиротство. Сам город выглядит сиротливо: неухожен, запущен. И понятно, отчего, едва лишь завидев приезжего из столицы, горожане простирают к нему руки, величая его отцом. Отцом и учителем, ибо молят его о заботе и законе, а дело учителя как раз в том и заключается, чтобы приучать обучающихся к законам жизни.
Непутевый сын оказывается в роли отца многочисленного семейства. А своим учителем имеет он … слугу, Осипа. И Осип деликатно руководит своим барином, осторожно вразумляя его и выводя в дальнейший путь, по которому и устремляется Хлестаков: «Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю…»
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор")
"На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Ревизор
"Ревизор" — сатира на крепостническую Русь
Авторская характеристика Хлестакова
Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор»)
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Герои комедии Гоголя «Ревизор»
Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Гоголь Н. В. «Ревизор»
Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор"
Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя)
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор"
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор")
Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)
Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Комедия "Ревизор"
Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Н. В. Гоголь Ревизор
Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»
Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века — Н.В.Гоголь "Ревизор")
Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образ города в комедии Гоголя «Ревизор»
Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Образ Хлестакова
Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Образ Хлестакова (тезисный план).
Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"
Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\'
Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?
Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время?
Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор
Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Почему чиновники боялись приезда ревизора?
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора
Ревизия нравов по Н.В.Гоголю
Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор")
Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор"
Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор
Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор"
Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Смех сквозь слёзы…
Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор»
Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»).
Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Уездный город и его обитатели
Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор")
Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор")
Хлестаков и хлестаковщина
Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Чиновники города NN
Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор")
Что за человек Городничий?
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор")
Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»?
Рецензия к комедии
Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор»
Каковы особенности композиции комедии “Ревизор”
Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель»
Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор»
Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович)
Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор»
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
Где в комедии развязка
Описание образа Городничего в комедии «Ревизор»
Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре»
От черновых редакций к первому изданию «Ревизора»
Средства комического в «Ревизоре»
Какую роль в комедии играет «немая сцена»
Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор»
Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор»
Сравнительная Хлестакова и городничего
Хлестаков — самый трудный образ в пьесе
Россия в комедии «Ревизор»
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»
Творческая история создания комедии «Ревизор»
Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»
Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор»
Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор»
КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР"
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"
Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2)
Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор»
Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор»
Современная критика о «Ревизоре»
Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии
Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Сатирическая острота комедии «Ревизор»
Раскрытие характера Городничего
Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ
Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России»
Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор»
Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор»
Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор»
Анализ образов купцов в комедии «Ревизор»
Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»
Ненастоящее в комедии "Ревизор"
Чичиков - делец-приобретатель
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1)
Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”
Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор")
Собрать в кучу все дурное…
«Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор»)
Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда
«Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым
Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»
Описание образов помещиков в комедии «Ревизор»
Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор»
Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор»
Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор»
Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор"
Ревизор бессмертное произведение
Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии
Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок.
Философская сатира в комедии «Ревизор»
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2)
Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР"
Образ смотрителя училищ и почтмейстера в пьесе Гоголя «Ревизор»
Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор»
Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки
Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя
Групповая характеристика чиновников
Анализ композиции комедии «Ревизор»
Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор»
Современная Гоголю критика о «Ревизоре»
Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Тема города в комедии "Ревизор"
Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии
В доме городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского
Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Какую сцену вы считаете кульминацией комедии
Характеристика произведения "Ревизор" Гоголя Н.В.
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»
Почему Н В Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»
Сюжет заключительного V действия пьесы Гоголя «Ревизор»
Почему «отцы города» решили что Хлестаков ревизор
Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор»
«На зеркало неча пенять коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Николая Гоголя «Ревизор»)
Анализ второго и третьего действия комедии Гоголя «Ревизор»
Невидимые образы в комедии Гоголя «Ревизор»
Сборный город всей темной стороны
Что такое хлестаковщина?
Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1)
Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков 2
Белинский о комедии Гоголя «Ревизор»
“Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»
Комедия Гоголя «Ревизор» – великое произведение русской литературы
Иерархия чиновников и ее отражение в «Ревизоре»
Характеристика образов в комедии «Ревизор»
Почему Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Человеческие типы в комедии Н.В. "Гоголя Ревизор"
Образ антигероя в комедии «Ревизор»
Хлестаков сам по себе ничтожный человек или Гоголь о Хлестакове
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится»
Российское чиновничество XIX века в комедии Гоголя «Ревизор»
Художественное своеобразие жанра комедии «Ревизор»
Мастерство Н.В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии "Ревизор")
Сюжет третьего акта пьесы Гоголя «Ревизор»
Изнанка общества и государства в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
"Собрать в кучу все дурное" (Сатирическое звучание комедии Н В Гоголя "Ревизор" )
«Смеха боится тот кто уже ничего не боится» (Н.В .Гоголь) (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
«Ничто так не обескураживает порока как сознание что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» (На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова Щедрина)
Развитие интриги в комедии Н В Гоголя «Ревизор»
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип
Драматургия Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор»
Сатирическое изображение действительности в комедии
Общественное значение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Характер вранья Хлестакова в комедии «Ревизор»
Основа комедийности пьесы «Ревизор»
Сметное и грустное в комедии
Первое представление комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в Петербурге
Сатира на чиновничью Русь в комедии "Ревизор"
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика
Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Сатира на крепостническую Русь
Хлестаков 1
Хлестаков - характеристика литературного героя (персонажа)
Реакция городских властей на аферу Чичикова
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира
Комедия Гоголя «Ревизор» и театр Пушкина
Мир, в котором живет Хлестаков
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Мертвые души» Н. В. Гоголя - горький упрек современной России, но не безнадежный
Иван Александрович Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Реализм в композиции комедии «Ревизор»
Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» чисто русский анекдот
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»)
Роль образа Городничего в комедии «Ревизор»
Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Сюжет четвертого акта пьесы Гоголя «Ревизор»
Эпиграф и сюжет комедии Н В Гоголя «Ревизор»
«Сборный город всей темной стороны» (по комедии Гоголя "Ревизор")
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»
Характер героя в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» — комедия характеров
История написания комедии Гоголем «Ревизор»
О знаменитой фразе городничего
Город, в котором живут герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Чичиков - гениальное предвидение Н. В. Гоголя
Это честное, благородное лицо был — смех
Литературная полемика вокруг комедии «Ревизор»
Анализ образов слесарши и унтер офицерши в комедии «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор»
«Борис Годунов» Пушкина и «Ревизор» Гоголя
Средства создания комического эффекта в комедии "Ревизор" Гоголя
Гоголь — обличитель нравов (по комедии "Ревизор")
Роль смеха в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович
Из истории постановок «Ревизора» на сцене
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
События, описываемые Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор»
ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ \'РЕВИЗОР"
"Собрать в кучу все дурное…" (Сатирическое звучание комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
Кто же такой Хлестаков
Русский город, его власти; ситуация «Ревизора»
Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор»
Николаевская Россия в "Ревизоре"
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Система образов в комедии «Ревизор»