Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
«Образ Хлестакова (тезисный план).»
Введение.
Хлестаков — самый трудный герой в пьесе, как замечал еще сам Гоголь. Ведь по сути он — честный обманщик. Он обманул всех, но при этом сам того не зная. В этом сила всего его образа. Этот герой — объединяет ненавидящих друг друга в обычной жизни чиновников. Объединяет он их общим страхом, который, по сути, создали сами чиновники.
Образ Хлестакова.
Хлестаков меняется на протяжении пьесы. И образы он меняет довольно быстро. Сначала он не врет, говорит все, как есть. Этим «враньем» он поражает городничего и многих чиновников, которые отмечают, что «даже не краснеет». Второй его образ появляется в сцене вранья, когда он пьяный рассказывает байки про то, будто «он с начальником отделением на дружеской ноге», что он написал «Женитьбу Фигаро», дружит с Пушкиным, что его боится весь государственный совет
Интересная особенность — Хлестаков всех обманул «от чистого сердца». В начале он не знал, что происходит, и говорил лишь то, что думал на самом деле, а потом, когда в четвертом действии понял всю смехотворность ситуации, начал врать намеренно, но при этом так правдоподобно, будто он сам в свое же вранье поверил. Из-за этой особенности образа — сильнейшей «честности», у Хлестакова почти нет слов «в сторону», как, например, у того же Городничего. А все потому что Хлестаков убежден в своей правоте, верит в свою ложь, как в чистейшую правду.
Но весь образ Хлестакова на то и образ, что иллюзия. На самом деле он — жалкий человечек, но почувствовав страх других перед ним, он будто «расправил крылья», решил прожить прекрасную жизнь уважаемого человека хотя бы в голове и себя и у жителей этого городка, где и происходит действие. Он взял на себя чужие роли. И в этом ему помогают сами жители, которые настолько уверены, что все, что он говорит, как оказалось от чистого сердца, — ложь, и что он — настоящий ревизор, скрывающийся под маской неудачника. Заметим, Хлестаков сам не вызывал страх, городничий и чиновники — вот, кто этот страх сделал. И первая ошибка, которую они допустили к собственной погибели, встречается нам еще в сцене из кабака-гостиницы, где Хлестаков остановился. Он всего лишь вел себя, как нечестный человек, а городничий «убедил» его, что он так лишь маскируется.
Гениальность Хлестакова в том, что он сумел выставить себя гениальным, на фоне жителей этого городка. Он не просто их всех обманывает, он делает это с такой легкостью, но при этом вешает им на уши такую лапшу, что даже любой дурак поймет, что что-то не так. Еще смешнее то, что Хлестаков не выходит за рамки своего «мирка», он не придумывает ничего правдоподобного, и потому присваивает самым обычным вещам невероятные свойства, как например с «арбузом в семьсот рублей». Это комический прием, который рассмешит каждого, даже самого недалекого зрителя (хотя такие в театры не ходили).
Хлестаков действительно самый сложный для игры герой, ведь его характер, как писал Ю. Манн, нельзя описать никаким словом, кроме как «Хлестаковщина». И правда, в описании героев Гоголь дает каждому довольно лаконичные характеристики, использует для характеристики такие слова как: глупый, хитрый, взяточник, кокетка, низенький, короткий. Хлестакова же описывает сложнее других.
Создавая образ Хлестакова, Гоголь опирался на то, что каждый человек хоть раз в жизни наверняка чувствовал себя Хлестаковым, конечно, не в таких масштабах, как в пьесе, но «было дело». Это такой персонаж, которого невозможно легко описать, но, тем не менее, каждый понимает кто он в сущности. Получается, Хлестаков — знакомый каждому, но в то же время «революционный по своему типу для мировой литературы и драматургии персонаж.
Итог.
Хлестаков — некий «пуп земли» пьесы, вокруг него все и закручивается, а на самом деле он всего лишь вспомогательный, но важный элемент, без которого пьеса теряет смысл. Он — эпицентр бури, которая явно нова для городка в глубинке, из-за чего, собственно говоря, все сначала смешно, а потом — трагично. Во время немой сцены раскрывается вся сущность этого героя, точнее, ее отсутствие. Хлестаков — всего лишь миф, а настоящий ревизор появился только в конце. И когда актеры стоят неподвижно на сцене несколько минут, проявляется смысл всей этой драмы. Именно драмы, а не комедии, поскольку все смешное в этой пьесе — предисловие к трагическому для всех (кроме Хлестакова) героев. Хоть для комедии и типичен неожиданный для зрителя конец, это драма. Ведь всех объединяет не любовь, а страх.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии