Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
282 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»»
Сочинение
1. Успех новой комедии, обличающей пороки государственной системы. 2. Роль эпиграфа в целостном восприятии произведения. 3. Характеры главных героев. 4. Актуальность пьесы в наши дни.
В комедии «Ревизор», по словам самого Н. В. Гоголя, он задался целью «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости», саркастически высмеять то, что «действительно достойно осмеяния всеобщего».
Первая постановка комедии «Ревизор» состоялась в 1836 году в Петербурге и прошла с большим успехом. Живые, актуальные проблемы современной действительности, ярко изображенные в новой пьесе, вызвали в прессе множество противоречивых, эмоциональных откликов. Комедия, несмотря на кажущуюся простоту, имела не только поверхностный, юмористический, но и глубокий политический смысл. Автор сумел создать правдивое, емкое и реалистичное произведение, наполненное острым, едким юмором, без обиняков обличавшее закоснелую бюрократическую систему, характерную для крепостной России.
В комедии «Ревизор» автор изображает маленький провинциальный городок, в котором царит полный произвол — не существует даже положенного по статусу полицейского порядка. Власти в этом городке объединились в слаженную, хорошо сработанную систему, состоящую из воров и мошенников разного ранга, символизирующую собой чиновничью иерархию, существующую в России николаевских времен.
Эпиграф к данному произведению — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — был выбран автором не случайно. Именно в нем кратко выражен обличительный смысл этой замечательной комедии. Сама компоновка пьесы демонстрирует читателю, что изображаемые события являются лишь небольшой частью огромной бюрократической системы, царящей в России. Не случайны слова городничего об особенностях месторасположения захолустного города: «...Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этой репликой Гоголь подчеркивает тот факт, что творящиеся в городе беззакония не могут быть обнаружены вышестоящим начальством, поскольку даже обращение к нему горожан с какими-либо жалобами фактически невозможно.
Основная сюжетная линия комедии «Ревизор» — встреча трактирного завсегдатая, сильно поиздержавшегося в дороге, но по ошибке принятого за ревизора из столицы, — несмотря на кажущую надуманность, является вполне обыденной. Ведь известен же подлинный исторический факт, повествующий о том, как А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде случайно приняли за ревизора. Основной причиной произошедшей ошибки стал страх мелкого чиновничества перед вышестоящим начальством, пусть даже мнимым, — страх, который не контролируется разумом и неподвластен никаким логическим доводам.
Городничий, сам не отличающийся честностью, «плут первого разряда», как ни странно, весьма неглуп, но при этом его сковывает страх перед разоблачением — именно поэтому он одним из первых принимается угождать Хлестакову, чтобы отвести угрозу раскрытия своих «темных делишек».
В комедии «Ревизор» Гоголь образно и ярко показывает характеры людей, относящихся к различным классам и сословиям. Всех персонажей объединяет одно общее качество — страх перед вышестоящим начальством. Даже явные признаки мошенничества Хлестакова воспринимаются как неопровержимые доказательства занимаемой им высокой должности: как любой уважающий себя значительный чину он «не платит и не едет», спокойно принимает предлагаемую городничим взятку (значит, он «свой человек», такой же коррумпированный чиновник, как и все остальные).
Общая картина произвола, процветающего мошенничества, взяточничества показана автором с помощью соответствующих реплик чиновников. Герои пьесы рассказывают о том, что людей в больницах очень плохо кормят, (а фактически — морят голодом), что у солдат нет нижнего белья и рубашек, что деньги, собранные на строительство храма, пропиты и проедены, народу же объявили, что церковь была построена, но сразу же сгорела.
Ни один из чиновников, изображенных в комедии «Ревизор», даже в малой степени не знаком с понятием гражданского долга. Каждый из них стремится к личному обогащению, действует в собственных интересах, имеет крайне низкий духовный уровень и извращенные понятия о нравственности и долге перед Отечеством. Характерным примером в данном случае является судья с «говорящей фамилией» Ляпкин-Тяпкин, который никогда не изучает судебных бумаг, поскольку не может сориентироваться, где в них правда, а где ложь. Сущность суда в провинциальном городе заключается либо в многолетней волоките, либо во взяточничестве.
Смотритель «богоугодных заведений» Земляника также равнодушно относится к своим обязанностям. Он прекрасно осведомлен о том, что в подведомственных ему лечебных учреждениях процветает воровство, но при этом совершенно не заботится о людях — «...Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». При этом он рьяно следит за деятельностью других людей и регулярно сообщает Хлестакову о неблаговидном поведении своих сослуживцев.
В отличие от Земляники, скромный смотритель училищ Хлопов — запуганный и робкий человек. Он искренне уверен в том, что недалекие, а подчас и откровенно глупые учителя, тем не менее, приносят обществу реальную пользу, поскольку не причиняют никому вреда и не допускают вольнодумных мыслей.
Самым ярким образом, показанным автором в комедии «Ревизор», можно с уверенностью назвать Хлестакова. Такой персонаж еще не встречался в литературе того времени — не случайно впоследствии понятие «хлестаковщина» стало нарицательным. Мнимого ревизора, с одной стороны, нельзя назвать плохим человеком — это наивный, пустоватый дворянин, баловень судьбы, который с легкостью тратит средства, полученные им в наследство от нажившего их отца — богатого помещика. Характерной чертой Хлестакова является природное нахальство, поддерживаемое необычайной легкостью мыслей и умением приспосабливаться к любой возникшей ситуации. Не имея четкого представления о добре и зле, он способен не подлость — только потому, что не понимает порочность своих деяний.
Фигурами второго плана в рассматриваемом произведении являются представители различных сословий — мастеровые, купцы, полицейские, в общем, вся разношерстная толпа, представляющая собой уездную Россию того времени. Каждый персонаж, выведенный Гоголем, типизирован и типичен для нашей страны. И городничие, и Хлестаковы существовали и будут существовать при любом режиме, любом государственном строе. Не случайно комедия «Ревизор» и в настоящее время ставится в различных театрах и собирает полные залы.
В комедии «Ревизор», по словам самого Н. В. Гоголя, он задался целью «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости», саркастически высмеять то, что «действительно достойно осмеяния всеобщего».
Первая постановка комедии «Ревизор» состоялась в 1836 году в Петербурге и прошла с большим успехом. Живые, актуальные проблемы современной действительности, ярко изображенные в новой пьесе, вызвали в прессе множество противоречивых, эмоциональных откликов. Комедия, несмотря на кажущуюся простоту, имела не только поверхностный, юмористический, но и глубокий политический смысл. Автор сумел создать правдивое, емкое и реалистичное произведение, наполненное острым, едким юмором, без обиняков обличавшее закоснелую бюрократическую систему, характерную для крепостной России.
В комедии «Ревизор» автор изображает маленький провинциальный городок, в котором царит полный произвол — не существует даже положенного по статусу полицейского порядка. Власти в этом городке объединились в слаженную, хорошо сработанную систему, состоящую из воров и мошенников разного ранга, символизирующую собой чиновничью иерархию, существующую в России николаевских времен.
Эпиграф к данному произведению — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — был выбран автором не случайно. Именно в нем кратко выражен обличительный смысл этой замечательной комедии. Сама компоновка пьесы демонстрирует читателю, что изображаемые события являются лишь небольшой частью огромной бюрократической системы, царящей в России. Не случайны слова городничего об особенностях месторасположения захолустного города: «...Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этой репликой Гоголь подчеркивает тот факт, что творящиеся в городе беззакония не могут быть обнаружены вышестоящим начальством, поскольку даже обращение к нему горожан с какими-либо жалобами фактически невозможно.
Основная сюжетная линия комедии «Ревизор» — встреча трактирного завсегдатая, сильно поиздержавшегося в дороге, но по ошибке принятого за ревизора из столицы, — несмотря на кажущую надуманность, является вполне обыденной. Ведь известен же подлинный исторический факт, повествующий о том, как А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде случайно приняли за ревизора. Основной причиной произошедшей ошибки стал страх мелкого чиновничества перед вышестоящим начальством, пусть даже мнимым, — страх, который не контролируется разумом и неподвластен никаким логическим доводам.
Городничий, сам не отличающийся честностью, «плут первого разряда», как ни странно, весьма неглуп, но при этом его сковывает страх перед разоблачением — именно поэтому он одним из первых принимается угождать Хлестакову, чтобы отвести угрозу раскрытия своих «темных делишек».
В комедии «Ревизор» Гоголь образно и ярко показывает характеры людей, относящихся к различным классам и сословиям. Всех персонажей объединяет одно общее качество — страх перед вышестоящим начальством. Даже явные признаки мошенничества Хлестакова воспринимаются как неопровержимые доказательства занимаемой им высокой должности: как любой уважающий себя значительный чину он «не платит и не едет», спокойно принимает предлагаемую городничим взятку (значит, он «свой человек», такой же коррумпированный чиновник, как и все остальные).
Общая картина произвола, процветающего мошенничества, взяточничества показана автором с помощью соответствующих реплик чиновников. Герои пьесы рассказывают о том, что людей в больницах очень плохо кормят, (а фактически — морят голодом), что у солдат нет нижнего белья и рубашек, что деньги, собранные на строительство храма, пропиты и проедены, народу же объявили, что церковь была построена, но сразу же сгорела.
Ни один из чиновников, изображенных в комедии «Ревизор», даже в малой степени не знаком с понятием гражданского долга. Каждый из них стремится к личному обогащению, действует в собственных интересах, имеет крайне низкий духовный уровень и извращенные понятия о нравственности и долге перед Отечеством. Характерным примером в данном случае является судья с «говорящей фамилией» Ляпкин-Тяпкин, который никогда не изучает судебных бумаг, поскольку не может сориентироваться, где в них правда, а где ложь. Сущность суда в провинциальном городе заключается либо в многолетней волоките, либо во взяточничестве.
Смотритель «богоугодных заведений» Земляника также равнодушно относится к своим обязанностям. Он прекрасно осведомлен о том, что в подведомственных ему лечебных учреждениях процветает воровство, но при этом совершенно не заботится о людях — «...Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». При этом он рьяно следит за деятельностью других людей и регулярно сообщает Хлестакову о неблаговидном поведении своих сослуживцев.
В отличие от Земляники, скромный смотритель училищ Хлопов — запуганный и робкий человек. Он искренне уверен в том, что недалекие, а подчас и откровенно глупые учителя, тем не менее, приносят обществу реальную пользу, поскольку не причиняют никому вреда и не допускают вольнодумных мыслей.
Самым ярким образом, показанным автором в комедии «Ревизор», можно с уверенностью назвать Хлестакова. Такой персонаж еще не встречался в литературе того времени — не случайно впоследствии понятие «хлестаковщина» стало нарицательным. Мнимого ревизора, с одной стороны, нельзя назвать плохим человеком — это наивный, пустоватый дворянин, баловень судьбы, который с легкостью тратит средства, полученные им в наследство от нажившего их отца — богатого помещика. Характерной чертой Хлестакова является природное нахальство, поддерживаемое необычайной легкостью мыслей и умением приспосабливаться к любой возникшей ситуации. Не имея четкого представления о добре и зле, он способен не подлость — только потому, что не понимает порочность своих деяний.
Фигурами второго плана в рассматриваемом произведении являются представители различных сословий — мастеровые, купцы, полицейские, в общем, вся разношерстная толпа, представляющая собой уездную Россию того времени. Каждый персонаж, выведенный Гоголем, типизирован и типичен для нашей страны. И городничие, и Хлестаковы существовали и будут существовать при любом режиме, любом государственном строе. Не случайно комедия «Ревизор» и в настоящее время ставится в различных театрах и собирает полные залы.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии