Ревизор
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
282 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Сюжет третьего акта пьесы Гоголя «Ревизор»»
Сочинение
Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое ив какой мере его нужно опасаться». Эта борьба тем смешнее, что, по глубокому убеждению городничего, ведется против хитрого и опытного противника, каким Хлестаков никак не может являться, и все усилия, ловушки, планы нарушаются не контрдействиями противоположной стороны, а совершенной естественностью и непосредственностью поведения Хлестакова, весьма расположившегося к людям, которые выручили его из беды.
В центре событий III действия - Хлестаков, поэтому, разбирая содержание акта, мы одновременно работаем над характеристикой этого персонажа. После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его эфемерного существования. Жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», но и «желанный предел» всех стремлений городничего и чиновников: иметь власть, знакомства, известность, деньги, не прилагая никаких.
Вот почему, дрожа от страха перед неожиданно открывшейся перед ними значительностью положения и чина Хлестакова, они восхищаются им: Добчинский поражен образованностью и важными поступками петербургского гостя, Бобчинский после фантастического «взлета» Хлестакова потрясен: «Вот это… человек-то. Вот оно что значит человек. В жисть не был в присутствии такой важной персоны…». Даже «плут тонкий» Земляника и тот сознается: «Страшно, просто. А отчего, и сам не знаешь…».
Действие в замечательном эпизоде вранья Хлестакова развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить среди графов и князей даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» - сопровождаются ремаркой: «Городничий и прочие трясутся от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, его подстегивают и заносят испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений 6 жизни петербургской знати, о событиях в литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус, т. е. Сеиковский, исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, что он ведет борьбу с «Московским телеграфом», о том, что «Фрегат Надежда» Марлинского пользуется огромным успехом, и, наконец, о том, что Пушкин «большой оригинал».
Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик. Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль хоть немногим повыше той, которая уготована ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни». Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».
По воспоминаниям современников, Гоголь, недовольный исполнением роли Хлестакова актером Шумским, говорил, что «Шуйский передавал этот монолог слишком тихо, вяло, с остановками, а он желал представить в Хлестакове человека, который рассказывает небылицы с жаром, с увлечением, который сам не знает, каким образом слова вылетают у него изо рта, который в ту минуту, как лжет, не думает вовсе, что он лжет, а просто рассказывает то, что грезится ему постоянно, чего он желал бы достигнуть, и рассказывает, как будто эти грезы его воображения сделались уже действительностью» 2.
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков. Эта болтовня укрепляет их веру, что присланный к ним ревизор - значительное лицо, «государственный человек», вельможа.
«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят». Итак, 6-е явление III действия - кульминация комедии. Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность положения и строгость нрава своего гостя, который, в свою очередь, достиг предела в полете фантазии.
В центре событий III действия - Хлестаков, поэтому, разбирая содержание акта, мы одновременно работаем над характеристикой этого персонажа. После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его эфемерного существования. Жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», но и «желанный предел» всех стремлений городничего и чиновников: иметь власть, знакомства, известность, деньги, не прилагая никаких.
Вот почему, дрожа от страха перед неожиданно открывшейся перед ними значительностью положения и чина Хлестакова, они восхищаются им: Добчинский поражен образованностью и важными поступками петербургского гостя, Бобчинский после фантастического «взлета» Хлестакова потрясен: «Вот это… человек-то. Вот оно что значит человек. В жисть не был в присутствии такой важной персоны…». Даже «плут тонкий» Земляника и тот сознается: «Страшно, просто. А отчего, и сам не знаешь…».
Действие в замечательном эпизоде вранья Хлестакова развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить среди графов и князей даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» - сопровождаются ремаркой: «Городничий и прочие трясутся от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, его подстегивают и заносят испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений 6 жизни петербургской знати, о событиях в литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус, т. е. Сеиковский, исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, что он ведет борьбу с «Московским телеграфом», о том, что «Фрегат Надежда» Марлинского пользуется огромным успехом, и, наконец, о том, что Пушкин «большой оригинал».
Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик. Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль хоть немногим повыше той, которая уготована ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни». Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».
По воспоминаниям современников, Гоголь, недовольный исполнением роли Хлестакова актером Шумским, говорил, что «Шуйский передавал этот монолог слишком тихо, вяло, с остановками, а он желал представить в Хлестакове человека, который рассказывает небылицы с жаром, с увлечением, который сам не знает, каким образом слова вылетают у него изо рта, который в ту минуту, как лжет, не думает вовсе, что он лжет, а просто рассказывает то, что грезится ему постоянно, чего он желал бы достигнуть, и рассказывает, как будто эти грезы его воображения сделались уже действительностью» 2.
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков. Эта болтовня укрепляет их веру, что присланный к ним ревизор - значительное лицо, «государственный человек», вельможа.
«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят». Итак, 6-е явление III действия - кульминация комедии. Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность положения и строгость нрава своего гостя, который, в свою очередь, достиг предела в полете фантазии.
Другие сочинения по этому произведению
"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" — сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии