Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Советую прочитать (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — очень светлый и оптимистический роман. Главными героями в нем являются любовь и творчество как основные выразители сил Добра на земле. Именно поэтому, наверное, я всем советую прочитать это произведение.
Выразителями настоящей любви в романе выступают главные герои — мастер и его возлюбленная Маргарита. В обывательском понимании чувство этих персонажей далеко не идеально. До встречи с мастером Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком — казалось, она никогда и ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!»
Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга.
Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной («тайной женой»), музой, другом, матерью. Все время, пока он писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, «вся ее жизнь». И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате — это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.
Однако идиллическая картина любви и творчества рассыпалась в один миг — тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир», попытался предъявить свое творение обществу, людям.
В «Мастере и Маргарите» очень точно и полно изображена картина советской Москвы 30-ых гг. 20 века. Булгаков создает образ безумного мира, живущего по неестественным законам. Из «нехороших квартир» здесь исчезают люди, везде царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, распутство, приспособленчество, доносы и безнравственность в самом широком понимании этого слова.
Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Своеобразной моделью этого мира в произведении является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности — не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин — давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.
Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, массолитовцы формируют литературную атмосферу времени. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Неприятие романа о Пилате и травля, развернувшаяся против него в литературном мире, рождают в мастере глубокое отчаяние, ведь его лишили главного для художника — свободы творчества. Герой больше не хочет жить в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ».
И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил — Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.
С помощью Воланда Маргарита вновь воссоединяется с мастером, чтобы уже никогда не разлучаться. Но, кроме этого, героине, превратившейся в ведьму, удается отомстить обидчикам своего возлюбленного: «Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало».
В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, — они получают вечный покой и возможность быть вместе: «…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
Таким образом, роман Булгакова говорит нам о том, что любовь и творчество — вечные ценности в жизни человека — неистребимы. Даже в самых жутких условиях, в самые страшные времена они живы и поддерживают человека, придают смысл его существованию. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать апологией творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяние и мрака. Именно поэтому я всем советую прочитать этот удивительный, мистический, сатирический, поэтический — «вечный» — роман.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману