Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
563 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века»

Сочинение

Построение булгаковского романа позволяет утверждать, что писатель знал
правила так называемой формулы «двойника» и использовал их для философской
концепции мира и человека.
П. Р. Абрагам указывает на два способа использования формулы «двойника2. С
одной стороны, персонажи трактовались как отдельные психические слои «Я».
Имеется в виду натурфилософская система Г. Г. Шуберта. Структура человеческого
сознания состоит в следующем: эмпирическую часть «Я» составляет так называемое
«бодрствующее» «Я» и «спящее» «Я». Метафизическими элементами сознания являются
«внутренний поэт» и два голоса совести, представленные обычно образами «благого
ангела» и «злого ангела».
Второй способ заключается я в разделении центрального двойника (обычно
«бодрствующего» «Я»), поставленного перед необходимостью выбора между добром и
злом при столкновении с этической проблемой, на два персонажа.2

По законам данной формулы и построен роман «Мастер и Маргарита». Черты
«внутреннего поэта» воплощены в образе Мастера.
Создание параллельных образов героев-двойников - один из путей проверки
философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием совместно с другими
выявляет голос автора, его отношение к идеи героя, его раздумья.
Для действующих лиц булгаковского романа характерна множественность обликов.
Он говорит как о разных сторонах их натуры и разных видах деятельности, так и о
неожиданном сходстве, «перекрещиваниях» между ними. «В этих множащихся сторонах
каждого из героев - метаморфозы и облика героя и его профессии. В них же -
объективная авторская эмоция по поводу происходящих с героями перемен, эмоция
самых разнообразных оттенков... по устойчивая в своем качестве удивления, порою
грустного, порою саркастического, иногда просто констатирующего». 1
Двоение и утроение образов и дальнейшее их идет в романе по всем компонентам
образной истины по отдельным чертам внешнего и внутреннего сходства - различия
героев, их поступков, поведения и даже судьбы в целом. Благодаря двойственности
художественное изображение приобретает субстанциональный смысл. Показывает не
только то, что есть, но и то, что потенциально присутствует как возможная
тенденция в идее
Первые главы романа посвящены в основном второстепенным персонажам, а
главный герой - Мастер - появляется только в 13-й главе. Поначалу он представлен
фигурой антимастера - Ивана Бездомного. Но «уходят за кулисы отыгравшие свою
роль. И постепенно открисстализовывается до полной, рассветной отчетливости
фигура Мастера - создателя романа о Христе занимает первый план прежде всего
своим творением. И... из тумана возникает олицетворенный символ Истины,
Творчества, Добра - Иешуа»1.
Между Мастером и Иешуа по принципу зеркальной концепции явно ощущается
параллель, сообщающая всему повествованию особую многозначность. Ю. М. Лотман
назвал тему двойника «литературным адекватом мотивы зеркала». «Подобно тому как
зазеркалье - это обратная модель мира, двойник - отражение персонажа».2 Булгаков
убеждает читателя: идеи добра и справедливости возвышают человека, а трагизм его
существования усиливает величие его идеалов и убеждений.
По первому впечатлению, Мастер и Иешуа имеют несхожих. А с исторической
точки зрения, - несопоставимых прототипов. Однако они оба
вобрали в себя много автобиографического от автора. Создаваемый Мастером
«малый» роман - зеркало, включенное в состав «большого» романа, большого
зеркала, а отражают оба все ту же метущуюся булгаковскую душу, все ту же
искательскую неустроенную жизнь»33. Мастер не был бы Мастером, если бы он не был
еще и Иешуа. А Иешуа не был бы Иешуа, если бы он не был, вместе с тем, и
Мастером. Художественное параллельное бытие решаемых реалий, необходимое условие
“Мастера и Маргариты”. Мастер не был бы Мастером, если бы он не создал с Понтием
Пилатом, и он не был бы Мастером, которого мы ныне знаем, если бы его выражению
неких абстрактных истин, а не самовыражению Мастера.
Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуа - герою своего романа,
герою основного романа и одновременно сыну бога. Согласно христианскому
догмату, человек может найти удовлетворение только в боге. Именно в нем и
находит свое призвание Мастер. Согласно концепции романа, бог ( в данном случае
Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера - в истине,
которая и воплощает в себе подлинную высшую нравственность. Главное, что
объединяет всех героев-двойников, находящихся в параллельной зависимости, - это
их одержимость идеей.
По мнению Б.М. Гаспарова, Мастер несет в себе черты не только Христа, как
обычно принято думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим
- и от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную ему
одному правду о совершившейся казни. Но у него не хватает сил это сделать, и
слабость делает его не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником.
Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный
приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.1
В образе Мастера черт, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение
скрывать правду, внутреннюю независимость, так сильно его благополучию. Подобно
бродячему философу из , Мастер чутко откликается на человеческие страдания,
боль: “...Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилия и всяких вещей в этом
роде. В особенности ненавистен мне морской крик, будь то крик страдания, ярости
или иной какой-нибудь крик “ (109).
“...Мастер эмоционально... связывается с Иешуа по общим трагическим
интонациям, сопровождающим жизнь каждого, по углубленной внутренней работе и,
наконец, страдания их в значительной степени связаны с Пилатом.2 Только вера,
считает А. Белый, открывает человеку высшую истину о Христе. У Булгакова,
“понявшего лишь сатанинское начало действительности, этой веры нет. Начав с
точки зрения здравого смысла, который видит в
легенде о Христе только тривиальную бытовую историю времен упадка римской
империи, а в Иисусе - только бродягу ,он нашел в себе тайну мира и рассмотрел
зло. Но добро ему не ясно”. Именно поэтому ему уготован не свет, а покой.1
Как видим, точки зрения Б.М Гаспарова и А. Белого на проблему свет-покой
принципиально расходятся.
Мастер одинок - как и Иешуа . Однако, как считает Л. М. Яновская “жестокое
одиночество Мастера - не автобиографическая исповедь. Это булгаковская трактовка
подвига творчества, голгофы творчества, как ее понимает автор”.2 “Холод и страх,
ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было
некуда...” (123).
Общность судеб Мастера и героя его романа проецируется и в бездомности (“У
меня нет постоянного жилища ... я путешествую из города в город” (22) - говорит
Иешуа Пилату), и во всеобщей травле, заканчивающейся доносом и арестом, и в
предательстве, и в теме - кани, и в молитве ученика.
Конфронтация канонической и крифической версии повествования сообщает особую
функцию образу ученика главного героя, который является свидетелем событий, но
из-за своей слабости - невежества, непонимания, недостатка неспособен правдиво
передать то, что он видел, и создает грубо искаженную версию. Таков Левий
Матвей6 записывающий слова Иешуа. Таков и Иван Бездомный - “ученик” Мастера, в
эпилоге романа становящийся профессором - историком, дающим совершенно
искажающую версию всего происшедшего с ним. Еще одно преображение героя -
Бездомный оказывается единственным учеником покидающего землю Мастера. Это
обстоятельство протягивает нить к образу Левия Матвея; данный мотив выступает на
поверхность лишь в самом конце романа (когда Иван несколько раз назван
учеником), но “ретроспективно он позволят связать несколько точек, разбросанных
в предыдущем изложении.”1 Так, агрессивность Ивана в сцене погони за
консультантом и затем в грибоедове его поспешность, безуспешная погоня могут
теперь приведены в связь с поведением Левия,
решившего убить и тем освободить Иешуа, но опоздавшего к началу казни; сами
кривые арбатские переулки, которыми пробираются, укрываясь от милиции, Иван,
вызывают тем самым ассоциацию с Нижним городом, дополнительно спрямляя параллель
Москва - .
“Гефсимянтский сад оказывается той точкой, где расходятся пути Христа и
Мастера”1. Первый, преодолев слабость, выходит из этого “приюта” навстречу своей
судьбе. Второй остается и замыкается здесь как в вечном приюте.
Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти
оставаясь твердым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор
романа о Понтии Пилате совершает подвиг творческий. Учение Иешуа и прозведение
Мастера - это “своеобразный нравственный и художественный центры, от которых
отталкивается и к которым в то же время направлено действие “Мастера и
Маргариты”. Принцип снижения героев в их современных аналогах действует и в этом
случае”.2 В отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили
отказаться от творчества, сжечь рукопись. Он ищет
убежища в клинике для душевнобольных, он возненавидел свой роман. “Я
возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.” (121). Лишь в
потустороннем мире Мастер вновь обретает возможность для творческой жизни.
Интересна трактовка Булгаковым воскресения как пробуждение. Прошлое, тот мир, в
котором Мастер жил, оказывается представленным как сон и как сон исчезает:
“уходит в землю”, оставляя по себе дым и туман (конец сцены на Воробьевых
горах). Данный мотив выступает в словах прощенного (и тоже пробудившегося)
Пилата в эпилоге - о казни: “Ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? - Ну,
конечно, не было, - отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось”.
(318) (Правда, “обезображенное лицо” и “хриплый голос” спутника Пилата говорит
обратно об обратном - но такова логика мифа). Участь Мастера - это гибель и
затем “пробуждение” - воскресение для покоя. Заметим, что в романе не говорится
прямо о воскресении Иешуа, но история ограничивается погребением. Но тема
воскресения настойчиво повторяется в романе, сначала пародийно (воскресение -
Лиходеева, Куролесова, кота) и наконец, в судьбе Мастера. Перед нами еще один
пример косвенного введения в роман Евангельского рассказа.
Для Мастера в концепции Булгакова характерна амбивалентность связей не
только с Иешуа, но и с Воландом. Важным отличием Мастера от Иешуа (и от Пилата)
является то, что двое последних не творческие личности. Иешуа весь обращен к
реальной жизни, между ним и окружающим его миром связи прямые не опосредованные
барьером художественного (или научного) творчества1. Иешуа не только ничего не
пишет сам, но резко отрицательно относится к записям своего ученика Левия
(сравним также отношения Пилата к секретарю, записывающему его разговор с
Иешуа). В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, превращающего
литературу в материал творчества саму свою жизнь. Казалось бы, явное сходство
Мастера и Иешуа оказывается средством для того, чтобы подчеркнуть их различия.
Б.М. Гаспаров считает, что именно Мастер оказывается подлинным и более
глубоким антогонистом Иешуа, а не Пилат, совершивший предательство
и мучимый раскаянием.1 А В.В. Лакшин омечает еще одно чрезвычайно важное
отличие Мастера от Иешуа: Мастер не разделяет идеи всепрощения ему трудно в то,
что всякий человек добр. Возможно именно поэтому, поведав о бесконечной доброте
Иешуа мастер находит себе покровителя и заступника в Дьяволе - Воланде2.
В двух персонажах романа - Иешуа и Мастера - выражены главные проблемы
внутренней, духовной биографии создателя романа “Мастер и Маргарита”. Многие
исследователи (например, М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, И.Ф. элза) вполне
обоснованно считают Булгакова прообразом историка, написавшего роман о Понтии
Пилате. Мастер - персонаж безусловно автобиографический, но построенный с опорой
на известные литературные образцы, а не с ориентацией на реальные жизненные
обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, “его можно легко
переместить в любой век и в любое время.”3 Это философ, мыслитель, творец, и
сним в первую очередь связана философия романа.
Булгакову пришлось пережить практически все то, что узнал в своей
“подвальной” жизни Мастер. Не даром эти страницы так ярки и убедительны.
Существует мнение, что образы романа, в свою очередь, становились частью жизни
самого писателя, определяя его собственную судьбу.
...Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работали историками в музее,
оба жили достаточно замкнуто, оба родились не в Москве. Мастер очень одинок и в
повседневной жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он создают
без какого-либо контакта с литературным миром. В литературной среде Булгаков
тоже ощущал себя одиноким, хотя в отличие от своего героя в разное время
поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями литературы и
искусства: В.В. Вересаевым, Е.И. Замятиным, А.А. Ахматовой, П.А. Марковым, С.А.
Самосудовым и др.
“С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым
носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет
примерно 38” (108). Б.С. Мягков предполагает, что это описание внешности героя -
“практически автопортрет создателя романа, а уж в возрасте абсолютная точность:
когда начинали создаваться этих глав, в 1929 году, Булгакову было именно 38
лет”.1 Далее Мягков ссылается на “аргументированное мнение”, согласно которому
прототипом Мастера был и любимый писатель Булгакова Н.В. Гоголь, о чем
свидетельствует несколько фактов: образование историка, портретное сходство,
мотив сожженного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях в их
произведениях. Б.В. Соколов в качестве одного из возможных прототипов Мастера
называет С.С. Топлянинова - художника-декоратора Художественного театра.2 Своего
рода alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, созданная им
самим - еще одно предположение В.С. Мягкого.3 В качестве возможных прототипов
Мастера называют и О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно
больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиографических черт.
Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не толькр потому,
что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления
писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью
Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о
чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника.
Чрезвычайно привлекательна идея романа “Мастер и Маргарита” о высшем назначении
искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. “Сам облик Мастера -
человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением,
поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе, - сам
облик такого художника нам безусловно дорог”. облик такого художника нам безусловно дорог”.1
В самом имени имени героя заключен не только прямой смысл слова “мастер”
(специалист, достигший в какой-либо области высокого умения, искусства,
мастерства). Оно противопоставлено слову “писатель”. На вопрос Ивана Бездомного:
“Вы - писатель?”
Ночной гость ответил: ”Я - мастер, - он сделался суров” (112).
В 30-е годы писателя занимал важнейший вопрос: достоин ли человек быть
ответственным перед вечностью? Иначе говоря, каков его заряд духовности.
Личность, осознавшая себя, в представлении Булгакова, подотчетна только
вечности. Вечность - среда существования этой личности. Берлиоз и многие другие
“чьими руками по незнанию или безразличию творится зло на земле заслуживает
безвестности”.1 Обращение к философии И. Канта позволило Булгакову более
непосредственно обратиться к поискам природы нравственности и тайны творчества -
понятиям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в своей основе
глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами,
испытывая лишь недостаток как и сам М. Булгаков, практическом начале. Он
“податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые
выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при
этом собой”.2 Слабое противостояние злому началу для творческой натуры
представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной
идеи

в произведениях писателя неизменно оказываются побежденными в столкновении с
обстоятельствами, которые породило зло. Роман Мастера не принадлежащего к
могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может
увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его
гениальность. “Своим романом М. Булгаков ... утверждает приоритет простых
человеческих чувств над любой социальной иерархией.”1 Но в мире, где роль
человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки
существуют добро, правда, любовь, творчество, хотя им иногда и приходится искать
защиту у “ ”. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое воплощение
этих гуманистических понятий, человечество может создать общество истинной
справедливости, где монополией на истину не будет обладать никто.
Роман Мастера, как и роман самого Булгакова резко отличается от других
произведений того времени. Он - плод свободного труда, свободной мысли,
творческого полета, без насилия автора над собой: “...Пилат летел к концу, к
концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: “...Пятый прокуратор
Иудеи, возник Понтий Пилат,” - говорит Мастер (114). История романа о Понтии
Пилате предстает как живой поток времени движущийся из прошлого в будущее. А
современность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из романа Булгакова
явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и
творить не может.
Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого
Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют
обвинения янковцев против “Белой гвардии” и “Дней Турбиных”.
В “Мастере и Маргарите” нашла точное отражение обстановка в стране 30-х
годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается
атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии
Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было
опасно. Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:”...Кто
это... надоумил сочинить роман на такую странную тему!?” (117) Ночная исповедь
Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом.
Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно
реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям
публично, “писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в
секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом,
сценическая площадка ”Мастера” стала дуэльным ристалищем.”1
В плане автобиографических ассоциаций следует указать на то, что исходной
причиной кампании против Булгакова явился его роман “Белая гвардия” и пьеса “Дни
Турбиных”, и в первую очередь главный герой этих произведений белый офицер
Алексей Турбин.
Таким образом, выявляется сходство жизненных обстоятельств М. Булгакова и
мастера, но и параллелизм героев романа Булгакова и романа Мастер и их
литературной судьбы. Обстановка травли в которой оказался писатель во второй
половине ХХ-х годов весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает.
Это и полное отрешение от литературной жизни, и отсутствие средств к
существованию, “постоянное ожидание “худшего”. Статьи-доносы, градом сыпавшиеся
в печать имели не только литературный, но и политический характер. “Настали
совершенно безрадостные дни. Роман был написан6 больше делать было нечего...”
(119), - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. “Что-то наредкость фальшивое и
неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их
грозный и уверенный тон. Мне все казалось, ...что авторы этих статей говорят не
то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим” (119-120).
Кульминацией этой кампании стали известные письма Булгакова к советскому
правительству (собственно, к Сталину). “По мере того, как я выпускал в свет свои
произведения, критика СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно
из моих произведений ... не только никогда и нигде не получила ни одного
одобрительного отзыва, но напротив, чем большую известность приобретало мое имя
в СССР и за границей тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие, наконец,
характер неистовой брани”1 (письмо 1929 г.). В другом письме (март 1930 г.) М.
Булгаков пишет: “...Я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей работы
(литературной) 301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3,
враждебно-ругательных - 298”.2 Примечательны заключительные слова этого письма:
“...У меня, драматурга, ... известного и в СССР, и за границей, - налицо в
данный момент - нищета, улица и гибель”.3 Почти дословное повторение в оценке
своего положения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том, что писатель
сознательно ассоциировал судьбу Мастера со своей собственной. В этой связи
письмо к Сталину становится не только биографическим6 но и литературным фактом -
заготовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в более поздних редакциях
романа.
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе
четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на
компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора,
искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой
творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом
малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и
бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он
остается самим собой - воплощением “безмерной силы и безмерной, беззащитной
слабости творчества.”1
У Мастера, как и Булгакова наступает заболевание: “А затем наступила ...
стадия - страха. Нет, не страха этих статей..., а страха перед другими,
совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал
бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания” (120).
К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного
романа.
Как известно, Булгаков сжег черновые рукописи первых редакций романа,
отданных ему через три года после изъятия при обыске. Доведенный до отчаяния
Мастер “вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их
жечь”. “Ломая ногти, он раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и
кочергой, трепал листы. ...И роман, упорно сопротивляясь, все же погибал”.
Нельзя не отметить, сожжение романа как мотив, “отсылающий к “Мертвым душам” и
более того - ...не только к творчеству, но и судьбе Гоголя.”1
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в
романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с
именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие
автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде
всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от
обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков
считает литературу верной
судьбе Гоголя.”
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в
романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с
именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие
автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде
всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от
обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков
считает литературу верной спутницей Мастера, она не просто разделяет его трудную
судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру
как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. “По Тверской шли
тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то
что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее
красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!”
(114) - рассказывает Мастер. И далее: “Она поглядела на меня удивленно, а я
вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту
женщину!” (114). “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает
финский нож!” (115).
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев
оказывается долговечной. “В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут
и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь
двух люлей.” Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве.
Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование
пронизано воспоминаниями о любимой.
В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших
ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например,
Пушкинскую формулу “покой и воля”. Поэту они необходимы для освобождения
гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой
и должен обрести Мастер в последнем приюте.
В решении романа много нюансов, оттенков, ассоциаций, но “все они как в
ракурсе сходятся в одном: это решение естественно, гармонично, единственно и
неизбежно. Мастер получит именно то, что неоднократно жаждал.”1 И Воланд не
смущает его разговором о неполноте награды. Булгаковская Маргарита обретает
бытие после смерти за свою любовь, а Мастер - за подвиг свободной творческой
воли, воссоздание бытия.
Мастер легко переступает свой порог и выходит к общечеловеческому. Правда,
делает он это ценой отказа от своего творчества, за что удостоен “покоя”. Причем
Мастер и в этом случае соблюдает принцип абсолютной первичности нравственной
позиции.
В сцене Воланда с Левием Матвеем впервые говорится: “Он не заслужил света,
он заслужил покой.” (290).
Награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный
свет. Ибо покой, дарованный мастеру, - это покой творческий. Булгаков поднял
подвиг творчества так высоко, что “Мастер на равных разговаривает с Князем
тьмы”, так высоко, что вообще “возникает речь о вечной награде (... для
Берлиоза, Латунского и прочих вечности нет и ни ада, ни рая не будет).” Но
“Булгаков ... ставит подвиг творчества - свой подвиг - не так высоко, как смерть
на кресте Иешуа Га-Ноцри.” И если провести связь с другими произведениями
писателя - не так высоко, как подвиг “в поле брани убиенных” в романе “белая
гвардия”.
Наслаждаться “голым светом” способен лишь преданный Иешуа ограниченный и
догматичный Левий Матвей (“но жесткое, “черно-белое” мышление подчеркивается
цветовой гаммой в сцене казни, когда он то пропадал в полной мгле, то вдруг
освещался зыбким светом”) , не обладающий творческим гением. Это сознает Иешуа и
потому просит Воланда, “духа отрицание”, наградить Мастера творческим покоем:
“Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы
ты взял с собою Мастера и наградил его покоем” (290). Именно Воланд с его
скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может
справиться с такой задачей. Нравственный идеал, заложенный в романе Мастера, не
подвержен тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа,
пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата,
Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: “Он
просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в
первый раз моляще обратился Левий к Воланду.” (291).
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в
мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким
настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и
Маргарита: “ ... О, трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем
гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером
слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах
гусиным пером? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят,
а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой
дороге, мастер, по этой,” - говорит Воланд герою (308).
Мастер - вечный “скиталец”. Мастера трудно оторвать от земли, ибо много
“счетов” надлежит ему “оплатить”. “Самый тяжкий его грех (Пилатов грех!) - отказ
от ... творения, от поиска истины. ... И то обстоятельство, что власти
предержащие лишили его ... права говорить с людьми, т. е. права нормально жить,
не может служить смягчением вины. ... Но искупив вину открытием истины” он
прощен и достоин свободы и покоя. “Художник, подобно богочеловеку, - “скиталец”
между землей и “вечным приютом”. А “вечный дом” его - горные выси”.1 Именно
покоя как противовеса прежней бурной жизни жаждет душа истинного художника.
Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта
художника. Но покой - это и смерть. Мастер, умерший в психиатрической клинике,
где он числился пациентом палаты № 118, и одновременно вознесенный Воландом в
горние выси, остался “единственным человеком, познавшим с помощью воображения
одну из важнейших для человечества истин”.2
Приют Мастера в его прямой экспозиции в романе, подчеркнуто, нарочито
идилличен; он перенасыщен литературными атрибутами сентиментально -
благополучных финалов: тут и венецианское окно, и стена, увитая виноградом, и
ручей, и песчаная дорожка, и, наконец, свечи и старый преданный слуга. ментально -
благополучных финалов: тут и венецианское окно, и стена, увитая виноградом, и
ручей, и песчаная дорожка, и, наконец, свечи и старый преданный слуга. “Такая
подчеркнутая литературность и сама по себе способна уже вызвать подозрения”,
которые еще более усиливаются, если учесть то, что мы уже знаем о судьбе многих
прямых утверждений в романе. Действительно, “проанализировав мотивные связи,
которые имеют приют в романе, мы обнаруживаем косвенно выявляемый смысл данной
темы”3
Проще всего, приют находится в сфере Воланда. Тут дело не столько в прямом
содержании разговора Воланда с Левием Матвеем. Произнесенный в нем приговор мог
бы затем оказаться ложным. Но в самой обрисовке приюта имеется деталь - мотив,
недвусмысленно указывающий на соприсутсвие Воланда: Воланд говорит Мастеру, что
тот сможет слушать здесь музыку Шуберта. Сопоставим это с тем, что ранее мы
слышали отрывок из романса Шуберта (“Скалы, мой приют”) в исполнении “баса” по
телефону - т. е. самого Воланда.
Утверждение приюта как сферы Воланда проводится и в других мотивных связях
этой темы. В. Ш. Гаспаров отрицает влияние на топографическое сходство приюта с
пейзажем из сна Маргариты: ручей, за ним одинокий дом и ведущая к дому тропинка.
“Данное сопоставление не только сообщает приюту соответствующую окраску (ср.
безрадостность и безнадежность пейзажа в сне Маргариты), но и переносит
некоторые определения, которые из метафорически - оценочных (какими они как
будто являются во сне) превращаются в буквальные по отношению к приюту: ”неживое
все кругом “, “Вот адское место для живого человека!”, “ захлебываясь в неживом
воздухе “, бревенчатое здание, не то оно - отдельная кухня, не то баня, не то
черт его знает что”; как уже не раз наблюдалось в романе, то, что сначала
казалось лишь расхожей метафорой, оказывалось впоследствии пророчеством”1.
Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности
творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом
свете. В том доме, что Мастер получил в награду за свой бессмертный роман, к
нему придут те, кого он любит, кем интересуется и кто его не встревожит. Именно
о таком светлом будущем говорит любимому Маргарита: “Слушай беззвучие ... слушай
и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной. Вот твой дом, твой
вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты
интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи” (308).
Видимо выбор на “свет” связан с полемикой с великим Гете, давшим своим
героям традиционный “свет”. Первая часть его трагедии заканчивается прощением
Гретхен. Вторая часть заканчивается прощением и оправданием Фауста: ангелы
уносят на небеса его “бессмертную сущность”.
Это было величайшей дерзостью со стороны Гете: в его время у церкви его
герои могли получить у церкви только проклятие. Но что-то в этом решении уже не
удовлетворяло и Гете. Недаром торжественность финала уравновешивается у него
“полной грубоватого юмора сценой флирта Мефистофеля с ангелами, в которой
крылатые мальчики так ловко обставляют самого старого черта и уносят у него
из-под носа душу Фауста” 1.
Тем более такое решение оказалось невозможным для Булгакова, невозможным в
мироощущении ХХ века, наградить райским (79) автобиографического героя. И
конечно абсолютно невозможно в художественной структуре романа, где нет
ненависти между Тьмой и Светом, но есть противостояние, разделенность Тьмы и
Света, где судьбы героев оказались связаны с Князем тьмы и свою награду они
могли получить только из его рук.
Е. Миллиор отмечает последний из трех снов Ивана в эпилоге (который
заканчивает роман, то есть выделен композиционно). Ивану является “непомерной
красоты женщина”, уводящая Мастера к луне. По мнению Миллиора, это можно
рассматривать как указание на то, что в конце концов Мастер и Маргарита получают
свой “приют” и устремляются к “свету” - по той же лунной дороге, по которой ушел
ранее прощенный Пилат с Иешуа.2 Это наблюдение еще раз подтверждает
неопределенность смысла романа, не дающего однозначных решений, а лишь
метафорические намеки.
Б. М. Гаспаров предлагает еще один возможный вариант трактовки окончания
романа - исчезновение того мира, уход от которого был главной виной Мастера,
означает его освобождение от этой вины. “Вины не только нет, но и никогда не
было, ибо не было и самого этого призрачного мира, в котором она возникла. В
этом плане превращение города за спиной Мастера в “дым и туман” служит таким же
более общим символом отменяющего вину сна - прощение у Пилата (и его
предшественников в творчестве Булгакова), как и сама вина Мастера является более
общим, метафизическим воплощением личной вины.”1
В “ночь, когда сводятся счеты”, Мастер появляется в своем настоящем
обличье”: “Волосы его были теперь при луне и сзади собрались в косу, и она
летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ с ног мастера, Маргарита видела на
ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше -
демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей как будто знакомой
хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате № 118-й привычке, сам
себе бормотал” (305-306). По мнению В. И. Немцева описание внешности и платья
указывает на период времени, когда жил “настоящий” Мастер, - со второй четверти
XVII в. до начала XIX в. Это было время формирования романтической традиции и ее
детища - “трижды романтического” Мастера. В это время жили Мольер и Сервантес,
Гете и Гофман, Кант. Через двести лет Мастер, пройдя через страдания которые
“служат бродилом для настоящего творчества, заранее искупил “вину” всех
писателей - приверженность луне как символу сомнения и противоречия и земле с ее
туманами и болотами”.1
Одновременное Воскресение Иешуа и Воскресение Мастера - тот момент, когда
герои московских сцен встречаются с героями библейской, древний ершалоимский мир
в романе сливается с современным московским. И это соединение происходит в
вечном потустороннем мире благодаря усилиям его господина, Воланда. “Именно
здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер, и Маргарита обретают временное и
внепространственное качество вечности. Но судьба становится абсолютным примером
и абсолютной ценностью для всех веков и народов.”2 В этой последней сцене не
только сливаются воедино древний ершалоимский, вечный потусторонний и
современный московский пространственные пласты романа, но и время библейское
формирует одни поток с тем временем, когда началась работа над “Мастером и
Маргаритой”.
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Эта
тема исчерпана, и больше в свете с Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в
потустороннем мире он находит условия творческого покоя, которых был лишен на
земле.
Внешний покой скрывает за собой внутреннее творческое горение. Лишь такой
покой признавал Булгаков. Иной покой, покой сытости, покой, достигаемый за счет
других, был ему чужд.
У Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. Исчезает ожесточение и
мучительное сознание того, что она причиняет незаслуженные страдания своему
мужу. Мастер избавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения, остается
с любимой женщиной, наедине со своим творчеством и в окружении своих героев: “Ты
будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с
улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня
ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я” (с. 308), - говорила Маргарита
Мастеру, “и песок шуршал под ее босыми ногами” (308).

Другие сочинения по этому произведению


"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Рукописи не горят» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» «Я погибаю вместе с тобой» (роль истории Мастера и Маргариты в одноименном романе Булгакова) Анализ 13 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализ главы «Бал у сатаны» Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Анализ эпизода «Разговор Воланда с Левием Матвеем» (глава 29) Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода допроса Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода романа «Мастер и Маргарита»: полет Маргариты над Москвой. Бессмертные нравственные ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейская тематика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Борьба добра и зла. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Булгаков — мистик в кавычках Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва. Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В чём проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. В чем проявляется булгаковский сарказм в 12-ой главе романа «Мастер и Маргарита» Вечные вопросы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Все, кружась, исчезает во мгле Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Генезис образа Воланда Герой-интеллигент в прозе Булгакова(По роману «Мастер и Маргарита») Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Добро и Зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода великого (анализ из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2, части 1) по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова «Мастер и Маргарита») Евангельские мотивы в русской литературе XX века Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова Есть ли положительные герои в романе «Мастер и Маргарита»? Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных» Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Изображение мира искусства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе А. М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История любви Мастера и Маргариты по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману «Мастер и Маргарита») Как отразились в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеи справедливости и милосердия? Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману «Мастер и Маргарита») Какие темы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны с образом Понтия Пилата? Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет мотив ученичества? Композиция романа «Мастер и Маргарита». Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Любовь есть Бог или Дьявол? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Мастер и Маргарита (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Мое впечатление о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Можно ли считать итоговый роман М. А. Булгакова автобиографическим? Мои впечатления после прочтения романа Москва 30-х годов в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Москва в изображении М. Булгакова Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва М. А. Булгакова Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Основные темы и проблемы в романе «Мастер и Маргарита» Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Писательская трагедия Мастера Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Почему автор выбрал название «Мастер и Маргарита»? Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет, а Понтий Пилат заслужил свет? Почему Мастер в финале романа был награждён не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Проблема выбора и ее решение в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема счастья в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Путь к истине (по творчеству М. А. Булгакова) Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Размышления о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке Роман о дьяволе Рукописи не горят… (эссе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирический «роман» Булгакова в «Мастере и Маргарите» Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое мастерство М. А. Булгакова Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите» Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Советую прочитать (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Страшное и смешное в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита) Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в произведениях Булгакова Тема ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагедия Мастера: гений в положении «маленького человека» (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагическая любовь героя в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Три мира в романе Булгакова «Мастер и маргарита» Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фаустовская тема в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Что есть истина? (по страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эссе о романе М. Булгакова Я хочу рассказать… (о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Книга, которая оставила сильное впечатление. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок» Образ Мастера Рукописи не горят Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита» Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» "Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев) М. А. БУЛГАКОВ. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»(2) Азазелло 1 Воланд 2 Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Мой любимый роман «Мастер и Маргарита» Наказание за грехи в романе «Мастер и Маргарита» Мотивы создания романа «Мастер и Маргарита» Воланд в романе «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему Характеристика образа Римского Григория Даниловича Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри Анализ главы 11 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное мастерство (поэтика) Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Особенности системы образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Особенности композиции романа М/ Булгакова «Мастер и Маргарита» Путь «от мщения к прощению» Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Лукавый обманщик Воланд (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1) Разговор с Мастером И судимы были мертвые по написанному в книгах. М. Булгаков Азазелло 2 Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите" Изображение Воланда и его свиты Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита», как двойной роман Мастер и Маргарит Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита» Троемирие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» Как же создан образ Маргариты «Творческий союз» МАССОЛИТ Христианские мотивы в творчестве Булгакова История создания и анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Степы Характеристика образа Воланда Замысел романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Свет» и «покой» в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышления над прочитанной книгой (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же представляет собой мир в котором живет Мастер и Воланд Встреча Афрания с Пилатом. Обсуждение Пилатом и Афранием Истинная натура москвичей в романе М.Булгакова Фантастические образы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Черный маг" или "Копыто инженера Приемы создания портрета героя в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Гелла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Отрицание поверженной действительности в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Духовные традиции в романе романа «Мастер и Маргарита» Мастер «вечный скиталец» Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова(2) Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Бегемот 1 Бегемот 2 Коровьев 2 Борьба добра и зла Мастер и Маргарита: Проблема творчества и любви Раздвоение Ивана (Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышление о дружбе и любви Сочинение по произведениям М. А. Булгакова Евангельская идея божественного в романе «Мастер и Маргарита» Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Религия в романе «Мастер и Маргарита» Свита Воланда Путь «от мщения к прощению» (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Вечный спор Иешуа с Пилатом Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» Сцена в варьете Проблема творчества в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Функции образа Воланда Проблема нравственного выбора в романе Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение Герой интеллигент в прозе Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита») «Настанет время когда не будет власти кесарей ни какой либо иной власти» (М Булгаков) (Тема власти в романе «Мастер и Маргарита») Идейно композиционная роль сцены в театре варьете (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Последние строки романа «Мастер и Маргарита» Основные проблемы в романе Образ Понтия Пилата наказание за трусость Зачем в романе "Мастер и Маргарита" чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») 3 Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита" Кита для каждого освещает наше личное движение к истине". М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Приемы создания портрета героя в романе «Мастер и Маргарита» Миры романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 1 Понтий Пилат и Иешуа на «лунной дороге» Кто сказал, что нет любви? Писатель в России - всегда пророк (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита") Бегемот 3 Воланд 1 Воланд 3 Гелла 2 Коровьев 1 Образ Маргариты Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита» Любовь, прощение в романе «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита» О нравственных идеалах романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявольский соблазн ума Что я понял прочитав роман «Мастер и Маргарита» Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 1 Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота» Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое начало в романе М.Булгакова Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 3 Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Геллы Мастер и Иешуа Га Ноцри в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Бегемота Временная и пространственно смысловая структура романа "Мастер и Маргарита" Проблемы творчества и творческой личности Из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник «Иуда Искариот» апокриф Сочинение на тему евангельский и демонический миры в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой из романа "Мастер и Маргарита" Рецензия романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова Мастер и его время в творчестве Булгакова Философское кредо «Мастера и Маргариты» Булгакова и учение Сковороды Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой Чем же был необычен Иешуа Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита» Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Миры романа "Мастер и Маргарита" "Мастер и Маргарита", тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» 1 Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 \"Явление героя\" части I романа М.А.Булгакова \"Мастер и Маргарита\") 1 «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1 Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 Тема греха и покаяния в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Вторая и третья квадры в романе М Булгакова "Мастер и Маргарита" Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1 Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 2 «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Азазелло - характеристика литературного героя (персонажа) Азазелло 3 Гелла 1 Воланд 4 Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Тема любви в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете» Моральный суд над Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» О силе и слабости любви (по роману М. .А Булгакова «Мастер и Маргарита») Понтий Пилат — диалектика недеяния в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита» Бегемот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Портрет Воланда Мастер и Маргарита: Книга, которая оставила сильное впечатление Булгаковская Москва 2 Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно Знакомство Ивана Бездомного с Мастером Образа Варенухи Ивана Савельевича Характеристика образа Азазелло Характеристика образа Левия Матвея Характеристика образа Понтий Пилата Обыватель в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда Вечна душа Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Современное звучание романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто любит должен разделить участьтого кого он любит» «Сильные люди всегда просты» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе» «Их воскресила любовь» (по роман «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Временные пространства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Ирония и гротеск в изображении столкновенья демонических сил с действительностью Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита») Тревога за судьбу человечества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Булгаков и Мастер одна общая трагедия Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях «Ведомство» Воланда Почему в романе «Мастер и Маргарита» утверждается что трусость — один из самых главных человеческих пороков Женские образы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра Мастер и его ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Литературный мир 20 30 х годов в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение Булгакова Роковая любовь Мастера и Маргариты Проблема выбора корни и истоки в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 4-oй главы 1-ой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе «Мастер и Маргарита» Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет» Шизофрения болезнь или смена реальности (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова Почему Булгаков изменил варианты названий романа «Явление героя» в романе «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Допрос во дворце Ирода Великого По страницам романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Чему нас учат книги Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 2 Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Люди как люди... Мастер 1 Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 2 Сочинение рассказ о Понтийском Пилате «Мастер и Маргарита» Моменты истины Символика лунного света Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» 2 История создания романа «Мастер и Маргарита» Коровьев-Фагот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер главный герой романа «Мастер и Маргарита» Мастер и его время (по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита") Cкрытая интрига романа Мастер и Маргарита Тема выбора в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Из истории создания романа «Мастер и Маргарита» Я хочу рассказать вам о книге (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита") Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита» Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы 2 части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мир и человек сквозь призму романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Философия Григория Сковороды и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита» «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности иначе — мы убьем свободу своими же руками…» Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельские мотивы в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») История любви Мастера и Маргариты Полифония романа «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода "Разговор Воланда с Левием Матвеем" Тема прощения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема уничтожения личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему же именно Воланду автор предоставляет право казнить и миловать Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» То что создано гением убить нельзя Зло которое творит Воланд и зло москвичей Тема сочинения Писательская трагедия Мастера Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что есть истина (по страницам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Трехмирность «Мастера и Маргариты» Синтез библейской конкретно исторической и гротескно фантастической образности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ главы 2 части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и его время Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение и сатирическое Сочинение размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Прощение и вечный приют (по библейским главам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжеты борьбы добра со злом в романе «Мастер и Маргарита» «Литература и революция» в творчестве Булгакова Анализ 12 главы романа "Мастер и Маргарита" Силы зла будут уничтожены самим злом Знакомство Ивана Бездомного с Мастером. (Анализ главы 13 «Явление героя» части I романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита») Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторская позиция в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.) За что М.А. Булгаков казнил М.А. Берлиоза Характеристика образа Коровьева (Фагота) Характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») В самом деле что значит в применении к Воланду слова Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельский и демонический миры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита» Деградация душевной природы человека в романе Аналогии романа М Булгакова "Мастер и Маргарита" Личность Булгакова «Мастер и Маргарита» Комическое и трагическое в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Все побеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Гектор Берлиоз Воланд и Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Анализ сцены «черной магии» в романе Тема добра и милосердия Роль главы «Раздвоение Ивана» в понимании идейного смысла романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как взаимодействуют добро и зло в художественном мире Философское содержание романа Булгакова "Мастер и Маргарита" Краткий обзор романа «Мастер и Маргарита» Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита» Тайны романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита») Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1) Булгаковская Москва 1 Любовь на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» Булгаков - Дьявол и его литературные предшественники Люди как люди только квартирный вопрос их испортил (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же обеспечило роману «Мастер и Маргарита» успех Иешуа и Воланд Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро Только человек ответственен за добро и зло Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей Критика по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Варенухи Ивана Савельевича Сатирические образы и роль их в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Соотношение добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы у Булгакова Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой (М.Булгаков "Мастер и Маргарита") Главные мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как выражение «своего времени и времени вообще» Смысл эпиграфа романа Мастер и Маргарита Эссе о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Давайте поклоняться доброте...» (1) Мастер 2 Тема религии в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему, на ваш взгляд. Мастер «не заслужил света, он заслужил покой» Мир вечных человеческих ценностей Мастера Маргарита и Воланд Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») Роль эпизода «сеанс черной магии» и тема милосердия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что это Евангелие от Булкагова или от Мастера или Евангелие от Воланда Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"