Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке»
Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день. Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая жизненные проблемы.
Писатель рисует два мира: реальный и фантастический. Подобно тому, как в земном мире существуют люди обыкновенные, с обычными, повседневными заботами и мелкими страстями, так и ирреальному миру свойственны те же проблемы. Сближает эти два временных пласта вера в закон справедливости.
Исследователи творчества Михаила Булгакова Лакшин отмечают одну из сторон таланта писателя — редкая сила изобразительности, конкретность восприятия жизни, которую когда-то называли «тайновидением плоти», способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной четкости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков рисует людей несвободных, живущих по установленным правилам. Пишут литераторы только то, что положено, хвалят тех, кого прикажут, не обращая внимания на художественные достоинства критикуемых произведений, критикуют только то, что дозволено. Мир их размышлений ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом.
Проблема свободы и несвободы поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратом Понтием Пилатом. В душе последнего происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный чиновник, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Когда-то он был человеком прямых слов и действий. А теперь, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру.
Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. Пилат является прямым виновником смерти Иешуа. Зло, совершенное прокуратором, не остается безнаказанным. В жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование.
Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, или какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Он считает, что стремление к материальному благополучию делает человека несвободным, готовым идти на сделку с совестью.
Подобно тому, как в романе в двух временных пластах раскрывается проблема свободы и несвободы, Булгаков затрагивает еще одну очень важную проблему, свойственную современному миру, — проблему творчества. Главному герою произведения, Мастеру, важно изобразить жизнь так, как он сам ее понимает. Для более глубокого и точного показа действительности он ищет в прошлых веках аналог своей эпохи. Поскольку рукопись художника направлена против государственного строя, способствующего превращению свободного человека в несвободного, чиновники, олицетворяющие общественную систему, почувствовали в нем врага.
Не сумевший противостоять государственной власти, автор рукописи оставляет свое творчество, оказывается неспособным отстоять свою точку зрения. В этом и заключается слабость Мастера. Он — не борец, а только исполнитель. Он не совершает ничего значительного, чтобы отстоять свое творение. Булгаков этим примером подтверждает мысль о том, что и современный человек, в жизни сталкиваясь с подобными проблемами, может уйти от их решения, оказаться неспособным противостоять своим недругам.
Тема добра и зла, так же, как и тема творчества, связана с именем Мастера. Именно его интересует этот главный вопрос жизни. Для себя герой решил раз и навсегда, что первично добро: «Злых людей нет». Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. И надо только освободить энергию их доброты силою слова и ни в коем случае не силою власти, ибо «всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Такая трактовка Булгаковым темы добра и зла свойственна и современному миру. Хотя с полной уверенностью нельзя утверждать, что злых людей нет. Надо верить в то, что все-таки добрых людей гораздо больше.
Таким образом, своим романом Булгаков подтверждает мысль о том, что и в реальном, земном мире, и в ирреальном, фантастическом мире ощущается единство в разрешении вечных жизненных проблем добра и зла, свободы и несвободы, истины и лжи, творчества. Разные временные пласты, переплетаясь, помогают читателю глубже проникнуть в сущность затрагиваемых проблем. С полной уверенностью можно утверждать, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману