Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).»
Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть.
Название булгаковского романа «Мастер и Маргарита» слегка удивляет только начинающего путешествие по произведению читателя. Вот перед нами председатель МАССОЛИТа Берлиоз, рядом с ним поэт Иван Бездомный, таинственный иностранец, рассказывающий историю о великом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Мы видим литературное общество тех времен, перед нами предстают различные жулики, прохвосты, с поистине сатанинской находчивостью наказываемые нечистой силой во главе с Его Величеством Дьяволом… Но все это время читателя не престает мучить вопрос: когда, наконец, появится Мастер и кто такая эта таинственная Маргарита, именами которых названа книга.
И вот завеса тайны открывается перед нами, и в главе 13 «Явление героя» на арену выходят эти персонажи. Иван Бездомный, поплатившийся за самонадеянное желание поймать самого Сатану, попадает в психиатрическую лечебницу. И здесь, наконец, встречается с главным героем романа.
Описание Мастера дается глазами Ивана. Сначала мы видим, что это «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.
Очень интересно наблюдать, как под влиянием ночного гостя меняется, казалось бы, знакомый нам Иван. С какой гордостью раньше он причислял себя к пишущей братии, как гордился своим портретом, помещенным на первую страницу литературной газеты. И вдруг на вопрос пришельца о профессии Бездомного мы видим следующий ответ: «- Поэт, — почему-то неохотно признался Иван».
Но дальше поведение Ивана становится еще интересней. Он отвечает на вопрос Мастера о качестве своих стихов: «- Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван». Мы видим реальное перерождение этого уже знакомого нам персонажа. Недаром Воланд дает ему еще один шанс.
Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Этот герой был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.
А затем появляется Маргарита. Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Мастер говорит: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет». Эта встреча предназначалась свыше, а желтый цвет будто предсказывал последующие трудности и страдания героев. Нам не дается подробное описание внешности Маргариты, мы видим лишь то, что Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!"
Как уже говорилось выше, встреча Мастера и Маргариты описана удивительно романтично, но нас не оставляет состояние тревоги. Любовь не вошла в жизнь героев тихо, «на мягких лапах». Очень ярки в этом случае слова самого Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Образ ножа здесь неслучаен. В чувстве героев есть достаточно явный элемент насилия. Создается впечатление, что где-то высоко их судьба была решена много раньше. И в назначенный день и час у них просто не остается выбора, кроме как полюбить друг друга.
С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман.
Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества: «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером».
Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.
К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «- Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: «Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но… Конформизм — сильнейшее чувство! Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума.
В этой главе Булгаков со всей болью раскрыл судьбу истинного творца. Толпа боится гениев, боится пророков, ей гораздо проще мириться с посредственностью. Многие литературоведы считают образ Мастера автобиографичным для Булгакова. Эта глава раскрывает горькую участь многих художников России в то страшное время.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману