Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
563 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сочинение рассказ о Понтийском Пилате»

Сочинение

Воланд опять демонстрирует свои сверхъестественные способности, замечая, «что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило», и: «Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному». Однако его броня кована из первоклассной стали – он «осекается», но продолжает гнуть свое: «…Но боюсь, что никто не может подтвердить, что и то, что вы нам рассказывали, происходило на самом деле».

В этот момент Воланд кончает судебное следствие – преступник закоснел в грехе и не хочет раскаиваться. Воланд начинает наталкивать осужденного на просьбу о помиловании. Требуется-то пустяк вроде: поверить, что сатана существует.

Разумеется, это не пустяк… Читатель-атеист понимает меня очень хорошо, и верующий с нами согласится – трудно поверить в такое. Для Берлиоза переход из атеистов в верующие означал примерно то же, что, по Булгакову, означало для Пилата оправдание Иешуа Га-Ноцри, а именно – гибель карьеры. (Или – сумасшедший дом, куда Воланд озаботился направить поверившего в него Ивана Бездомного – в некотором роде заблаговременно.)

Попытки добиться просьбы о помиловании несомненно безнадежны, но судья добросовестно выполняет требования судопроизводства. Он объявляет о своей извечности – «И на балконе был у Понтия Пилата…» – и предупреждает, что будет жить в квартире Берлиоза, а после этого спрашивает: «А дьявола тоже нет?»

Прежде Воланд говорил только о бытии Бога, а себя упоминал лишь косвенно: «…управился с ним кто-то совсем другой». («Другой» – традиционный эвфемизм слова «дьявол».) Теперь он как бы объединяет себя с Богом, язвительно замечая: «…Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»

Но и реакции нет – подсудимые решают, что судья сумасшедший.

От слов «ничего нет!» до гибели Берлиоза проходит не больше трех, ну – пяти минут. Но за это время Воланд успевает предупредить его еще трижды. Берлиоз имеет три возможности спасения даже на смертном пути.

Предупреждения я сейчас перечислю.

Неторопливость и сосредоточенность необходимы при чтении первых трех глав «Мастера» больше, чем при чтении всех остальных. Понять, что Воланд судит, довольно трудно – он маскируется, он играет шута, а судебному следствию придает вид теологического диспута. Однако же такая форма отвечает и литературной задаче, и генеральной установке Воланда: «каждому будет дано по его вере». Ведь Берлиоз мнит себя богословом – или антибогословом; это одно и то же.

Мнит без достаточных оснований, путаясь в трех соснах; его убеждения сводятся к одному «нет» и одному «не было»: Бога нет, Христа не было. Он даже не пытается понять, что эти два утверждения не связаны между собой, ибо одно принадлежит теологии, другое – истории. Однако рассуждает о вере, ссылаясь на сочинения известных историков и христологов, – следовательно, надо проверить, что он знает на самом деле: во что верит, а чем жонглирует. В условном мире романа он имеет значительный вес: он – литератор, берущийся к тому же судить о высших материях.

По Булгакову, между силами, управляющими миром (назовем их пока мистическими), и литературой есть глубокая и опасная связь – свернул-таки себе шею Михаил Александрович! Она прорисовывается с самого начала романа: является пролитературенный сатана, сочиняет литературную версию «Страстей Христовых», его слушают два литератора, на свой лад озабоченные христологией, и за всем этим стоит Мастер с его «романом о Пилате».

Берлиоз, кроме того, фигура собирательная. В «Евангелии Михаила Булгакова» я пытался показать, что мысли «начитанного редактора» с величайшей точностью следуют нормативам антирелигиозной пропаганды того времени. Дискутируя с ним, Воланд как бы получал информацию обо всех литераторах-пропагандистах.

Прошу читателя запастись терпением: мы приступаем к комментарию, превышающему булгаковские тексты по объему в десятки раз. Ничего не поделаешь, предмет действительно таков, что без специальных знаний шею себе свернешь (и, занимаясь им, я постоянно слышал хруст собственных позвонков).

Ответ Берлиоза был крайне неудачен. Насчет «пяти доказательств» он, в сущности, заявил, что они опровергнуты разумом – но сейчас же добавил, что разум не может быть инструментом, доказательным в данной области. Но ведь запрет на логические доказательства идеи одновременно означает запрет на ее логическое опровержение! Опровергать можно только то, что хотя бы в принципе доказуемо… Берлиоз как бы сам признается в ложности своего метода – недаром Воланд восклицает «браво!».

«Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу»…

Прервем период Воланда, как следовало бы сделать Берлиозу. «Полностью повторили» – ловушка, ибо Кант высказывался по данному поводу не один раз, противореча сам себе, на что Воланд и намекает, называя его «беспокойным стариком». Свой ранний труд «Единственно возможное доказательство для бытия Бога» он закончил так: «Единственно только в том, что отрицание божественного существования есть полнейший вздор, и заключается различие его бытия от существования всех вещей.

Внутренняя возможность, сущность вещей есть то, упразднение чего уничтожает все мыслимое. …В этом признаке ищите доказательства, и если вы не надеетесь найти его здесь, то с этой непроторенной тропы перейдите на великую столбовую дорогу человеческого разума. Безусловно необходимо убедиться в бытии бога, но вовсе не в такой же мере необходимо доказать его» .

Если предположить, что Воланд держал в уме первую процитированную фразу, то его слова «полностью повторили» становятся просто издевательскими – Берлиоз, по Канту, занимался именно вздором… Но если даже отбросить это, Берлиоз никоим образом не «повторял» кантовских мыслей; уже по приведенному периоду видно, что слово «разум» философ понимал по-своему, отличая его от логического «чистого разума» – и в то же время не подразумевая веру, – и полагал, что на великом пути обыденного, не-философского разума, можно обрести Бога. В поздних кантовских работах, «Трех критиках», ход мыслей тоже таков, что повторить его адекватно одною фразой нельзя.

Поэтому образованный человек должен был прервать Воланда, указать на несообразность такого сравнения и далее разговор о Канте не поддерживать.

Человек умный – насторожился бы еще сильней, ибо в самом сравнении высказываний пропагандиста с мыслями Канта содержится очень неприятный намек. Предположим, Кант действительно провозгласил недоказуемость высшего бытия , но он имел право на такую позицию, поскольку он-то стремился не опровергнуть Бога, а доказать его – и сам отнял у себя такую возможность. То есть в его построениях не было служебности, конъюнктурности, логической нечистоты. За ними стоит нравственный подвиг. Для Канта мысль о недоказуемости Божьего бытия была мучительна, и то, что она все-таки сформировалась, есть проявление незаурядной личной и научной порядочности.

О порядочности Берлиоза речь уже была.

Итак, Воланд невозбранно заканчивает свой период: «Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!» Ход в высшей степени лукавый, как бы жертва фигуры в шахматах. Втягивая оппонента в разговор о Канте, Воланд одновременно дает ему возможность блеснуть эрудицией – например, указать на то, что обычно великому философу приписывают опровержение трех доказательств, с натяжкой – четырех, а его собственных доказательств имеется не одно, а два. Я бы, например, мечтал расспросить Булгакова, не числил ли он неудачным пятым доказательством кантовский «космологический аргумент», который сам философ считал недоказуемым в формальном смысле. Но Берлиоза философские тонкости не интересуют, ему все равно, какие там логические игры вел Кант, и он лепит свои пропагандистские штампы: «Доказательство Канта… также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения… могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством».

Другие сочинения по этому произведению


"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Рукописи не горят» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» «Я погибаю вместе с тобой» (роль истории Мастера и Маргариты в одноименном романе Булгакова) Анализ 13 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализ главы «Бал у сатаны» Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Анализ эпизода «Разговор Воланда с Левием Матвеем» (глава 29) Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода допроса Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода романа «Мастер и Маргарита»: полет Маргариты над Москвой. Бессмертные нравственные ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейская тематика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Борьба добра и зла. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Булгаков — мистик в кавычках Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва. Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В чём проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. В чем проявляется булгаковский сарказм в 12-ой главе романа «Мастер и Маргарита» Вечные вопросы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Все, кружась, исчезает во мгле Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Генезис образа Воланда Герой-интеллигент в прозе Булгакова(По роману «Мастер и Маргарита») Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Добро и Зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода великого (анализ из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2, части 1) по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова «Мастер и Маргарита») Евангельские мотивы в русской литературе XX века Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова Есть ли положительные герои в романе «Мастер и Маргарита»? Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных» Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Изображение мира искусства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе А. М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История любви Мастера и Маргариты по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману «Мастер и Маргарита») Как отразились в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеи справедливости и милосердия? Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману «Мастер и Маргарита») Какие темы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны с образом Понтия Пилата? Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет мотив ученичества? Композиция романа «Мастер и Маргарита». Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Любовь есть Бог или Дьявол? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Мастер и Маргарита (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Мое впечатление о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Можно ли считать итоговый роман М. А. Булгакова автобиографическим? Мои впечатления после прочтения романа Москва 30-х годов в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Москва в изображении М. Булгакова Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва М. А. Булгакова Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Основные темы и проблемы в романе «Мастер и Маргарита» Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Писательская трагедия Мастера Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Почему автор выбрал название «Мастер и Маргарита»? Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет, а Понтий Пилат заслужил свет? Почему Мастер в финале романа был награждён не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Проблема выбора и ее решение в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема счастья в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Путь к истине (по творчеству М. А. Булгакова) Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Размышления о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке Роман о дьяволе Рукописи не горят… (эссе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирический «роман» Булгакова в «Мастере и Маргарите» Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое мастерство М. А. Булгакова Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите» Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Советую прочитать (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Страшное и смешное в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита) Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в произведениях Булгакова Тема ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагедия Мастера: гений в положении «маленького человека» (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагическая любовь героя в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Три мира в романе Булгакова «Мастер и маргарита» Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фаустовская тема в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Что есть истина? (по страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эссе о романе М. Булгакова Я хочу рассказать… (о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Книга, которая оставила сильное впечатление. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок» Образ Мастера Рукописи не горят Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита» Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» "Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев) М. А. БУЛГАКОВ. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»(2) Азазелло 1 Воланд 2 Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Мой любимый роман «Мастер и Маргарита» Наказание за грехи в романе «Мастер и Маргарита» Мотивы создания романа «Мастер и Маргарита» Воланд в романе «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему Характеристика образа Римского Григория Даниловича Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри Анализ главы 11 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное мастерство (поэтика) Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Особенности системы образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Особенности композиции романа М/ Булгакова «Мастер и Маргарита» Путь «от мщения к прощению» Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Лукавый обманщик Воланд (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1) Разговор с Мастером И судимы были мертвые по написанному в книгах. М. Булгаков Азазелло 2 Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите" Изображение Воланда и его свиты Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита», как двойной роман Мастер и Маргарит Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита» Троемирие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» Как же создан образ Маргариты «Творческий союз» МАССОЛИТ Христианские мотивы в творчестве Булгакова История создания и анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Степы Характеристика образа Воланда Замысел романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Свет» и «покой» в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышления над прочитанной книгой (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же представляет собой мир в котором живет Мастер и Воланд Встреча Афрания с Пилатом. Обсуждение Пилатом и Афранием Истинная натура москвичей в романе М.Булгакова Фантастические образы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Черный маг" или "Копыто инженера Приемы создания портрета героя в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Гелла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Отрицание поверженной действительности в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Духовные традиции в романе романа «Мастер и Маргарита» Мастер «вечный скиталец» Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова(2) Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Бегемот 1 Бегемот 2 Коровьев 2 Борьба добра и зла Мастер и Маргарита: Проблема творчества и любви Раздвоение Ивана (Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышление о дружбе и любви Сочинение по произведениям М. А. Булгакова Евангельская идея божественного в романе «Мастер и Маргарита» Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Религия в романе «Мастер и Маргарита» Свита Воланда Путь «от мщения к прощению» (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Вечный спор Иешуа с Пилатом Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» Сцена в варьете Проблема творчества в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Функции образа Воланда Проблема нравственного выбора в романе Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение Герой интеллигент в прозе Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита») «Настанет время когда не будет власти кесарей ни какой либо иной власти» (М Булгаков) (Тема власти в романе «Мастер и Маргарита») Идейно композиционная роль сцены в театре варьете (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Последние строки романа «Мастер и Маргарита» Основные проблемы в романе Образ Понтия Пилата наказание за трусость Зачем в романе "Мастер и Маргарита" чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») 3 Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита" Кита для каждого освещает наше личное движение к истине". М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Приемы создания портрета героя в романе «Мастер и Маргарита» Миры романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 1 Понтий Пилат и Иешуа на «лунной дороге» Кто сказал, что нет любви? Писатель в России - всегда пророк (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита") Бегемот 3 Воланд 1 Воланд 3 Гелла 2 Коровьев 1 Образ Маргариты Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита» Любовь, прощение в романе «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита» О нравственных идеалах романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявольский соблазн ума Что я понял прочитав роман «Мастер и Маргарита» Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 1 Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота» Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое начало в романе М.Булгакова Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 3 Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Геллы Мастер и Иешуа Га Ноцри в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Бегемота Временная и пространственно смысловая структура романа "Мастер и Маргарита" Проблемы творчества и творческой личности Из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник «Иуда Искариот» апокриф Сочинение на тему евангельский и демонический миры в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой из романа "Мастер и Маргарита" Рецензия романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова Мастер и его время в творчестве Булгакова Философское кредо «Мастера и Маргариты» Булгакова и учение Сковороды Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой Чем же был необычен Иешуа Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита» Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Миры романа "Мастер и Маргарита" "Мастер и Маргарита", тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» 1 Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 \"Явление героя\" части I романа М.А.Булгакова \"Мастер и Маргарита\") 1 «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1 Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 Тема греха и покаяния в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Вторая и третья квадры в романе М Булгакова "Мастер и Маргарита" Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1 Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 2 «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Азазелло - характеристика литературного героя (персонажа) Азазелло 3 Гелла 1 Воланд 4 Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Тема любви в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете» Моральный суд над Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» О силе и слабости любви (по роману М. .А Булгакова «Мастер и Маргарита») Понтий Пилат — диалектика недеяния в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита» Бегемот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Портрет Воланда Мастер и Маргарита: Книга, которая оставила сильное впечатление Булгаковская Москва 2 Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно Знакомство Ивана Бездомного с Мастером Образа Варенухи Ивана Савельевича Характеристика образа Азазелло Характеристика образа Левия Матвея Характеристика образа Понтий Пилата Обыватель в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда Вечна душа Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Современное звучание романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто любит должен разделить участьтого кого он любит» «Сильные люди всегда просты» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе» «Их воскресила любовь» (по роман «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Временные пространства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Ирония и гротеск в изображении столкновенья демонических сил с действительностью Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита») Тревога за судьбу человечества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Булгаков и Мастер одна общая трагедия Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях «Ведомство» Воланда Почему в романе «Мастер и Маргарита» утверждается что трусость — один из самых главных человеческих пороков Женские образы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра Мастер и его ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Литературный мир 20 30 х годов в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение Булгакова Роковая любовь Мастера и Маргариты Проблема выбора корни и истоки в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 4-oй главы 1-ой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе «Мастер и Маргарита» Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет» Шизофрения болезнь или смена реальности (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова Почему Булгаков изменил варианты названий романа «Явление героя» в романе «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Допрос во дворце Ирода Великого По страницам романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Чему нас учат книги Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 2 Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Люди как люди... Мастер 1 Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 2 «Мастер и Маргарита» Моменты истины Символика лунного света Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» 2 История создания романа «Мастер и Маргарита» Коровьев-Фагот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер главный герой романа «Мастер и Маргарита» Мастер и его время (по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита") Cкрытая интрига романа Мастер и Маргарита Тема выбора в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Из истории создания романа «Мастер и Маргарита» Я хочу рассказать вам о книге (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита") Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита» Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы 2 части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мир и человек сквозь призму романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Философия Григория Сковороды и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита» «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности иначе — мы убьем свободу своими же руками…» Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельские мотивы в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») История любви Мастера и Маргариты Полифония романа «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода "Разговор Воланда с Левием Матвеем" Тема прощения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема уничтожения личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему же именно Воланду автор предоставляет право казнить и миловать Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» То что создано гением убить нельзя Зло которое творит Воланд и зло москвичей Тема сочинения Писательская трагедия Мастера Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что есть истина (по страницам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Трехмирность «Мастера и Маргариты» Синтез библейской конкретно исторической и гротескно фантастической образности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ главы 2 части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и его время Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение и сатирическое Сочинение размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Прощение и вечный приют (по библейским главам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжеты борьбы добра со злом в романе «Мастер и Маргарита» «Литература и революция» в творчестве Булгакова Анализ 12 главы романа "Мастер и Маргарита" Силы зла будут уничтожены самим злом Знакомство Ивана Бездомного с Мастером. (Анализ главы 13 «Явление героя» части I романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита») Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторская позиция в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.) За что М.А. Булгаков казнил М.А. Берлиоза Характеристика образа Коровьева (Фагота) Характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») В самом деле что значит в применении к Воланду слова Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельский и демонический миры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита» Деградация душевной природы человека в романе Аналогии романа М Булгакова "Мастер и Маргарита" Личность Булгакова «Мастер и Маргарита» Комическое и трагическое в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Все побеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Гектор Берлиоз Воланд и Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Анализ сцены «черной магии» в романе Тема добра и милосердия Роль главы «Раздвоение Ивана» в понимании идейного смысла романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как взаимодействуют добро и зло в художественном мире Философское содержание романа Булгакова "Мастер и Маргарита" Краткий обзор романа «Мастер и Маргарита» Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита» Тайны романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита») Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1) Булгаковская Москва 1 Любовь на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» Булгаков - Дьявол и его литературные предшественники Люди как люди только квартирный вопрос их испортил (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же обеспечило роману «Мастер и Маргарита» успех Иешуа и Воланд Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро Только человек ответственен за добро и зло Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей Критика по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Варенухи Ивана Савельевича Сатирические образы и роль их в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Соотношение добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы у Булгакова Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой (М.Булгаков "Мастер и Маргарита") Главные мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как выражение «своего времени и времени вообще» Смысл эпиграфа романа Мастер и Маргарита Эссе о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Давайте поклоняться доброте...» (1) Мастер 2 Тема религии в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему, на ваш взгляд. Мастер «не заслужил света, он заслужил покой» Мир вечных человеческих ценностей Мастера Маргарита и Воланд Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») Роль эпизода «сеанс черной магии» и тема милосердия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что это Евангелие от Булкагова или от Мастера или Евангелие от Воланда Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"