Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Какие темы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны с образом Понтия Пилата?»
Без сомнения,
Роман «Мастер и Маргарита» является тем особым произведением, которое показывает на многие человеческие недостатки и достоинства. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. На мой взгляд, основным достоинством данного произведения является многоаспектность поднимаемых проблем и разнообразие путей их решения.
Немаловажное место в произведении занимает сюжет, связанный с образом Понтия Пилата. Данные эпизоды находятся в тесной связи с другими и обнажают многие человеческие пороки. По моему мнению, Булгаков, вводя в роман образ Понтия Пилата, в первую очередь раскрывает проблему внутренней силы и внутренней слабости, ибо герой проявляет малодушие, приговорив бродячего философа к смертной казни. Казалось бы, он прекрасно понимает, что Иешуа Га-Ноцри не представляет никакого вреда и во многом начинает постигать его взгляды и даже проникается ими. Но стремление обезопасить собственное существование заставляет его пойти против собственной воли.
Интерес к арестованному у Понтия Пилат просыпается в тот самый момент, когда он задаёт вопрос, в чём же истина. На это Иешуа Га-Ноцри даёт совсем неожиданный ответ: «истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти… И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает». Подобная проницательность арестованного удивляет Понтия Пилата и заставляет героя поверить бродячему философу.
Но беспокойство за собственную жизнь заставляет Понтия Пилата погубить невиновного человека.
«Закон об оскорблении величества…» прокуратор никак не мог переступить: «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: „Погиб!..“, потом „Погибли!..“ и какая-то совсем нелепая о бессмертии, причем бессмертие вызвало нестерпимую тоску». Понтий Пилат не может рисковать своим положением, да и собственной жизнью, но и погубить бродячего философа он тоже не желает. Тоска овладевает всем его существом, внутренние противоречия снова охватывают его.
На мой взгляд, Пилат тот человек, который достоин жалости, поскольку он хочет верить Га-Ноцри, но боль и страдания сделали его чёрствым. Казалось бы, он прислушивается к словам Иешуа, но он не может поверить, что когда-нибудь наступит царство истины, ибо не может быть истины в мире жестокости, страданий и боли. Понтий Пилат чувствует свою зависимость от этого жестокого мира, «ненавистного города». Прокуратор, боясь изменить своё мнение, велит Иешуа не произносить больше ни слова: «…полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что ты говорил? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня!..»
Тема силы духа и внутренней слабости, на мой взгляд, весьма ярко представлена в романе. Булгаков создает образ человека, которого, с одной стороны, невозможно назвать трусливым, поскольку он не раз подтверждал свою храбрость в военных действиях: «Вот, например, не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но помилуйте меня, философ! Неужели вы при вашем уме, допускаете мысль, что из-за, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи».
Но осознание того, что «погубит. Утром ещё не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить» приходит к Понтию Пилату слишком поздно.
Он пытается спасти бродячего философа какими-то запоздалыми действиями, но теперь ничего невозможно изменить. Всё, что он может теперь сделать, — это наказать Иуду из Кириафа и свести счеты с первосвященником. Только так, по мнению Пилата, возможно достичь душевного спокойствия.
К сожалению, ему так и не удаётся обрести покой. Он наказан, «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна… его терзает бессонница».
Когда Пилат боялся смерти, он всем существом пытался оградить себя от подобных страданий, теперь же ему было ненавистно его вечное существование: «он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем».
Автор через образ Понтия Пилата передаёт своё отношение к жизни и смерти, но самое важное, что бессмертие не всегда является благом, а может стать жестоким наказанием. Понтию Пилату пришлось прожить долгую жизнь и только после смерти осознать это.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману