Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Время, неподкупный судья, отводит каждому художественному произведению заслуженное им место. И сегодня томик Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. И если не самым значительным, то уж, наверняка, самым известным его произведением стал роман «Мастер и Маргарита».
К тому времени Булгаков был уже тяжело болен: годы цензурных запретов, травля в печати сделали свои дела. Но он продолжал писать, даже понимая, что не увидит свою работу в печати. Иногда он подшучивал над своим безнадежным состоянием: «Может быть, это и правильно… Что я мог бы написать после „Мастера“».
Но, несмотря на сложную творческую судьбу, Булгакову выпало редкое писательское счастье. Рожденные его живым, самобытным воображением образы приобрели нарицательный смысл. Вышли за границы книжного мира и вошли в наше сознание их меткие фразы, шутки, остроты и сатирические афоризмы. Такое удается очень немногим писателям.
В его романе Булгакова ничего ненужного, лишнего. Любая сцена или эпизодический образ — все имеет глубокий смысл.
Само строение произведения уже необычно. Это роман в романе. В 20−30-е годы в Москве Мастер пишет историю пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Страницы романа Булгакова переплетаются со страницами, написанными его героем. Этот интересный прием помогает автору затронуть в своем произведении огромное количество проблем: тему истинного и ложного творчества, преступления и наказания, отваги и трусости, любви и преданности, также автор совершенно по-новому трактует «события», описанные в Библии.
Через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Его уже не переделать, поэтому он погибает под колесами трамвая. Иван Бездомный во всем ему поддакивает, но у него еще есть шанс переосмыслить свою жизнь, поэтому он просто попадает в клинику для душевнобольных. Там и происходит его перерождение.
Но, к сожалению, Бездомный является «милым исключением» среди всей этой шайки продажных «писак». Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.
Для автора эта проблема была особо болезненна, и неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара.
Мастер — гений, которого по достоинству смогли оценить лишь потусторонние силы. И еще один человек. Та, которая любила его еще задолго до встречи.
В Маргарите воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Их судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».
Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника.
Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности.
Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Здесь мы без труда видим явные библейские мотивы. Но вот только все немножко по-другому. Иешуа здесь не «божественное явление», а просто бродячий философ. Это обычный человек, который также боится физической расправы, испытывает боль, не хочет умирать. А то, что мы сейчас читаем в Библии, — дело рук Левия Матвея, который «все напутал» и не написал ни единого слова из того, что на самом деле говорил Иешуа.
Через образ Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор раскрывает нам проблему совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
В романе Булгакова своеобразно нарисован образ Сатаны. Воланд со своей свитой приходит в Москву судить людей за их грехи. Ни один лгун, взяточник, лицемер, подлец, враль не остается безнаказанным. Но Воланд не трогает ни одного порядочного человека. Очень интересно, что у Булгакова Сатана получился воплощением справедливости. Хотя, кто знает… Может, так оно и есть на самом деле…
В своем гениальном романе
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману