Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Сатирическое мастерство М. А. Булгакова »
Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» Михаила Афанасьевича Булгакова. Много лет он работал над ним, дополнял, перестраивал, а когда сам не смог писать, то под его диктовку записывала жена. Он вложил в это произведение все свои мысли, всю душу, весь свой талант. Михаил Булгаков создал воистину необыкновенное творение.
Соединение сатиры, мистики и философии в «Мастере и Маргарите» даёт удивительный эффект. Роман и серьёзен (преображение Воланда и его свиты в финале романа или живые мертвецы на балу у Сатаны), и философские вопросы: кто оборвал нить его жизни? Можно ли влиять на человеческую судьбу?), и ироничен (Воланд спрашивает у Берлиоза, существует ли дьявол, и, получив отрицательный ответ, сетует: «Что же это у вас — чего ни хватишься — ничего нет»).
Благодаря мастерству Булгакова, мы можем представить Москву именно такой, какой ее видели герои романа. Это прекрасный город, полный жизни, но суетливый и суматошный. Мы наблюдаем за жизнью не только писателей и художников, но и за жизнью обитателей московских коммуналок, жуликов, скандальных старух, жадных представителей различных комиссий и комитетов, легкомысленной публики, обманутой в театре Варьете.
Писатель точно подбирает имена персонажам, они дают такую полную характеристику, что достаточно небольших дополнений, и мы видим героя во всей его «красе». Например, «беллетрист Бескудников… с внимательными и в то же время неуловимыми глазами», «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТа, то есть Павианов, Боголульский, Сладкий, Шпичкин и Адельфина Буздяк». Булгаков считает, что жизнь, прожитая особым образом, намного важнее материальных благ, за которыми гонятся «литераторы». Он одним словом выразает свое отношение к «новому искусству». МАССОЛИТ… Это литература для масс, над которой не нужно задумываться. Она существует для развлечения.
В «Мастере и Маргарите» удачно показаны жулики, карьеристы, сводники. Но наказание не страшное, над ними смеются, доводят до абсурда их недостатки. Жадные зрители получают в театре вещи, которые полностью исчезают через какое-то время, и деньги, которые превращаются в бумажки и фантики. Скандалящие дамы из коммунальной квартиры переживают шок, когда невидимая Маргарита комментирует их перебранку. Их наказывают… Но им сохраняют жизни, они еще могут исправиться. Сам Сатана говорит о них: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Существо, которое очень долго живет, повидавшее многое, не судит москвичей слишком строго. Он видит, что суть человека со временем не меняется.
Сатира в романе выполняет роль голоса за кадром, дающего язвительные комментарии к трагическим, забавным, трогательным событиям, случающимся с героями. И мы понимаем, что абсурдные ситуации в романе не выражение авторского произвола, а проявление более глубоких, скрытых от поверхностного взгляда особенностей человеческой жизни. Таким глубоким и содержательным и должно быть произведение, сохранившее свою значимость на протяжении стольких лет.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману