Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Анализ эпизода «Разговор Воланда с Левием Матвеем» (глава 29)»
Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло — это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть — это все он.
«…так кто ж ты, наконец?
- Я — часть той силы, что всегда хочет зла и вечно совершает благо».
Таким эпиграфом из трагедии Гете «Фауст»
Одним из ведущих героем является Воланд (дьявол), который однажды решил посетить Москву, посмотреть на общество того времени. Да, он действительно хочет зла: по его вине горят дома, люди погибают или сходят с ума. Однако большей частью это отрицательные герои, заслужившие наказания. Их гибель — это результат их собственных деяний.
И все же волей или неволей Воланд совершает добрые поступки, а злые дела нередко обращаются пользой для пострадавших от него людей. Например, поэт Иван Бездомный с помощью Воланда осознал, что его стихи абсолютно бездарны. Он принял решение больше никогда не писать. После выхода из клиники Стравинского Иван становится профессором, сотрудником института истории и философии, начинает новую жизнь.
Кроме того, Мастеру и Маргарите дьявол подарил счастье и свободу. Несмотря на то что они продали ему свои души, это все-таки был их личный выбор. Воланд не только возвращает Маргарите любимого человека, а ему — дом, но даже освобождает по просьбе Фриду. Дьявол дал Мастеру то, чего он был лишен в Москве — необходимый для творчества душевный покой. Такой творческий покой гениальный писатель находит в последней приюте, в подвластном Воланду потустороннем мире.
Сатана не отпускает Мастера к Иешуа в свет, потому что сам Га-Ноцри через своего верного ученика Левия Матвея попросил Воланда наградить создателя романа о Понтии Пилате не светом, а покоем, так как тот не заслужил света. Не заслужил, потому что был готов отказаться от борьбы за свой роман и от самого творчества, удовлетвориться жизнью страдающего «маленького человека» в Москве, в условиях духовной несвободы. А Воланду, как он сам говорил, «ничего не трудно сделать». Он убеждает Мастера не следовать за Пилатом навстречу Иешуа: «…Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Но и в Москву ему возвращаться не следует — что делать ему в тесном арбатском подвальчике, где и «романтический мастер» обречен либо на гибель, либо на жалкое существование.
Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорит: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей…» Действительно, что есть добро в отсутствие зла? Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь. Добро не всегда приносит благо, ровно как и зло — беду. Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро. Именно эта главная мысль выражена в эпиграфе к роману.
Свет и тьма стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа Га-Ноцри. Все, что может Иешуа, — это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность делать добро. Мир — это своеобразные весы, по разным сторонам которых находятся добро и зло. Поэтому, пока сохраняется равновесие, мир и человечество могут существовать.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману