Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману «Мастер и Маргарита»)»
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Писатель раскрыл многие стороны человеческой природы, принципы устройства окружающего нас мира.
Так, важнейшей темой в произведении является вопрос судьбы человека — чем она определяется, может ли человек как-то повлиять на свою судьбу? На мой взгляд, несмотря на весь мистицизм Булгакова, писатель считает, что каждый сам определяет свою жизнь. Главным образом, тем, какие выборы он делает, какие решения принимает, на чьей стороне - Добра или Зла — остается.
Именно с определенным выбором связано в романе духовное возрождение или умирание его героев. Так, по мнению автора, одним из качеств человека, которое мешает сделать правильный выбор, является трусость.
«Трусость — самый страшный порок», — говорит Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему именно этот грех мудрец считает ужаснейшим? По мнению Га-Ноцри, трусость является причиной всех других грехов — это с попустительства труса вершатся несправедливости, убийства, другие злодеяния.
Поддавшись страху, человек всегда делает выбор в сторону Зла — неверный выбор. И потом за это ему приходится очень тяжело расплачиваться. Наиярчайшим примером тому в романе является Понтий Пилат - его поведение по отношению к Иешуа, а, в конечном итоге, и к своему народу.
Пилат сделал свой выбор. Он пошел против совести, сердца, души, оправдываясь тем, что не ведал, что его поступок повлечет за собой ужасные последствия. Но ведь это не так! Он знал будущее подсудимого, причём очень хорошо: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой голове сидел редкозубый золотой венец… Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», а потом: «Погибли!..».
Но прокуратор настойчиво гнал от себя видения, не хотел понимать, что истину нельзя подчинять законам. В итоге — игемон погубил себя. Как только он мысленно принял решение по поводу судьбы Га-Ноцри, собственная судьба Пилата была предрешена. Этот герой имел шанс на спасение, но упустил его …
Чтобы подчеркнуть, что на судьбы человека во все времена влияют неизменные причины, Булгаков часто переносит нас в свою современность — Москву 30-ых годов 20 века. И мы понимаем, что сущность человеческая, натура людей нисколько не изменилась. Они все так же стоят перед выбором, как и герои романа мастера, как и Понтий Пилат.
Казалось бы, перед жителями современной Булгакову Москвы стоят актуальные проблемы, в частности, квартирный вопрос. Однако, решая его, они все так же выбирают, чью сторону им занять — Добра или Зла; поддаться соблазну или охранить свою душу.
Жители Москвы несут председателю домового комитета Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. И там разворачиваются поистине шекспировские страсти: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами».
Никанор Иванович уже давно сделал свой выбор — разве можно устоять перед соблазном и лишиться всех тех благ и выгод, что сами идут в руки? Так, герой не может устоять перед огромной суммой денег, которую ему предлагают иностранцы (свита Воланда). В очередной раз он делает свой выбор, который становится роковым. Рубли самым странным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович превращается не только во взяточника, но и в валютчика. После чего судьба его оказывается решенной -он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся мучительные сны.
Кроме того, мы наблюдаем, как люди принимают решения, когда Воланд и его свита дают сеанс черной магии в Варьете. В тот момент, когда на сцене появились платья, туфли, ковры, больше половины зала бросились к сцене: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, — шёлковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».
Но уже на следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем. Что же плохого было в их выборе, за что они пострадали? В первую очередь, за то, что предали в себе человека, забыли о своем достоинстве, променяли его на «тряпки. Поэтому все они остались голыми, показав всем свое «нутро», не прикрытое ни уважением к себе, ни к другим.
Но есть в романе и примеры другого выбора — выбора во имя Добра. Пример тому — судьба Маргариты. Совершив один грех — изменив мужу, она избежала многих, так как не пошла против своего естества. Эта женщина ради своей любви пожертвовала всем, но и получила самый ценный подарок — возможность быть со своим возлюбленным целую вечность.
После исчезновения мастера Маргарита не стала жить, утешая себя мыслью, что все поиски напрасны. Героиня до конца осталась верна своему любимому человеку.
Делает свой выбор в романе и альтер эго самого Булгакова — мастер. В страшную эпоху 30-ых годов он следует зову своей души — и пишет роман о том, что его действительно волнует. За это мастер оказывается распят обществом, государством, своими коллегами. Однако Высший Суд даровал этому герою то, чего он заслуживал, — покой и вечность.
Таким образом, Булгаков показывает нам, что человек сам определяет свою судьбу. Бог, Дьявол, сама Жизнь часто ставят нас перед трудным выбором, определиться в котором бывает очень непросто. Однако наказание или награда за то или иное решение следует неизменно. Именно из них, в конечно итоге, и состоит судьба каждого человека. Герои романа «Мастер и Маргарита» в полной мере подтверждают эту истину.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману