Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет мотив ученичества?»
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из величайших творений XX века. В этом произведении затрагиваются глубокие идеологические, нравственные и философские проблемы, которые далеко не каждый сразу сможет осмыслить. Мне кажется, что в создании и в раскрытии их большую роль играет мотив ученичества.
На мой взгляд, главным идейным центром романа являются Ершалаимские сцены. Именно в них и поднимается главный вопрос — вопрос нравственности: была ли она в древней Иудее и сохранилась ли в наши дни? А мотив ученичества помогает раскрыть его и также связать между собой «древние» главы и описание современной Москвы.
Один из главных героев Ершалаимских сцен — это Иешуа Га-Ноцри, который является в романе своеобразным прототипом Христа. Иешуа, на мой взгляд, положительный герой. Он старается видеть в людях только хорошее, утверждает, что «правду говорить легко и приятно», отрицает власть и говорит, что она «является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Именно Иешуа даёт в романе чёткое определение истины. По его мнению, она предполагает сочувствие, умение страдать за другого. Но это, к сожалению, забыто как и древней Римской империи, так и в современной Булгакову Москве. Нравственные ценности отходят для людей на второй план.
У Иешуа есть ученик Левий-Матвей. На первый взгляд кажется, что он предан Га-Ноцри, любит его, старается облегчить муки на кресте. Однако при более глубоком рассмотрении его образа можно увидеть, что Левий жесток, а к учению Иешуа относится с фанатизмом, даже искажает его. Он решается на бунт против Бога (после распятия Га-Ноцри), а это никак не соответствует тому, чему учил его Иешуа. Поэтому можно сказать, что для Левия-Матвея превыше всего стоит собственное понимание учения Га-Ноцри, а это никак не делает его образ положительным, достойным подражания.
Но в современной Булгакову Москве существуют такие же проблемы. Мы видим, что общество напрочь забыло о таком понятии, как нравственность. Мастер пытается напомнить людям о высших ценностях, однако его не слышат, не хотят слышать. Он похож на Иешуа, но в конце романа его личность оказывается сломленной. Мастер жаждет лишь одного — покоя и в конце романа получает его.
«Учеником» мастера становится Иван Бездомный. В начале романа мы видим, что этот несчастный поэт находится под влиянием Берлиоза, впитывает каждое его слово, принимает его атеистическое мировоззрение. Но, попадая в клинику Стравинского и знакомясь с мастером, Иван меняет свои взгляды на окружающую жизнь и на своё творчество. Мы видим, что именно учение мастера помогает Бездомному сделать нравственный выбор, отречься от заказных стихов и обрести вместо жалкого псевдонима подлинное имя. Но всё же Иван очень схож с учеником Иешуа — Левием-Матвеем. Превратившись в профессора-историка Ивана Николаевича Понырева, Бездомный обретает веру не в гениальность своего учителя, а в собственное всезнание: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Поэтому можно сказать, что он, как и Левий-Матвей, искажает истину, которую пытался донести до него и до остального мира мастер.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине великолепным произведением, затрагивающим самые разнообразные темы, актуальные и по сей день. И именно мотив ученичества помогает читателю увидеть глубокие нравственные проблемы всего общества и связать между собой Ершалаимские главы с описанием современной Москвы.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману