Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве
Знакомство с Москвой 30-х годов начинается с самых первых строк романа. В первой главе мы знакомимся с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и представителем пишущей братии Москвы, Иваном Бездомным. Герои беседуют по поводу заказанной Ивану антирелигиозной поэмы об Иисусе Христе. Сразу становится ясно, что в МАССОЛИТ вхожи только те «литераторы», которые пишут в угоду власти. С первых же страниц романа Булгаков обличает состояние искусства 30-х годов в России. Можно легко понять, что в это время не было места настоящему творчеству.
Далее герои встречаются с Воландом, которого принимают весьма настороженно. Очень интересен и комичен момент, когда Берлиоз и Бездомный начинают подозревать Воланда в шпионаже: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!», «он никакой не интурист, а шпион. Это русский эмигрант, перебравшийся к нам. Спрашивай у него документы, а то уйдет…». Здесь идет замечательная сатира на времена правления Сталина. Тогда во всех иностранцах видели шпионов. Считалось, что весь западный мир был против социалистической России, желал навредить ей. Поэтому повсеместная подозрительность была совершенно нормальна для Москвы того времени.
Очень много внимания Булгаков уделяет литературной Москве 30-х годов. Проблема творчества и власти была очень болезненной для самого писателя. Ведь сам Булгаков очень многое вытерпел от советской власти. Были гонения, непонимания, нападки. Все это он отразил в своем романе. Поэтому очень важен в произведении образ Мастера. Это человек, наделенный истинным талантом, человек, желающий донести до людей огонек настоящего творчества. Мастер пишет роман о Понтии Пилате. В этом романе заключалась вся его жизнь. Это произведение было по-настоящему талантливо. Роман Мастера — яркий образец истинного искусства. Но… Мастер был слишком наивен. Он вышел со своим детищем в свет, тогда на него и навалилась вся жестокость реальности. Сначала его роман долго не печатали. Потом нашлась какая-то отчаянная редакция, отважившаяся на своих страницах напечатать отрывки из произведения Мастера. После этого на него обрушился целый шквал незаслуженной критики. В чем только не обвиняли автора романа! В итоге, Мастер не выдержал таких нападок. Он отказался от своего романа и сжег его в печи.
Но Москва 30-х годов предстает перед читателем не только в образе МАССОЛИТа. Она везде. Москва проскальзывает тут и там на страницах романа. Это и представители Варьете, и жилтоварищество, и зрители сеанса черной магии.
Директор Варьете Степан Лиходеев — пьяница, мот, безответственный человек, враль. Он не способен вести дело, которым руководит. Свое служебное положение использует в сугубо личных целях. Финансовый директор Римский тоже не отличается особой честностью, впрочем, как и вся его «команда».
Коррупция, ложь, воровство пронизывают всю советскую систему, что и показывает нам Булгаков в своем произведении. Одним из самых «больных» вопросов того времени был квартирный, жилищный вопрос. В романе выведен герой, который непосредственно был связан с ним, который распоряжался судьбами, решал, кто будет жить в отдельной квартире, а кто нет. Это Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице в Москве.
Узнав, что квартира Берлиоза освободилась из-за смерти ее хозяина, жители дома начали засыпать Босого жалобами и угрозами. У всех них была одна цель — завладеть освободившейся жилплощадью. Бедный Никанор Иванович не знал, куда деться от преследователей. Пока, наконец, он не поддался на уговоры каверзника Коровьева. Все началось с контрамарок в Варьете, а затем конверт с деньгами «незаметно» заполз к председателю в карман.
В этой сцене Булгаков явно пародирует показания обвиняемых во взятках, которые придумывали самые нелепые оправдания для своих преступлений. В итоге, и Никанор Иванович был наказан свитой Воланда за наживу на горе людей, за злоупотребление своими обязанностями.
Одной из важных глав романа является глава 12 — «Черная магия и ее разоблачение». Именно здесь дается точное описание и оценка москвичей, их сущности, привычек и нравов. Именно здесь Воланд произносит свой приговор. Он утверждает, что, несмотря на все внешние изменения, внутренне москвичи, впрочем, как и все люди, нисколько не изменились. Это все те же противоречивые натуры, способные как на зло, так и на добро. Вспомним, как москвички гнались на иностранными нарядами и как в этой погоне они проявляли свои самые худшие качества. Но, в то же время, москвичи пожалели несчастного Жоржа Бенгальского и попросили для него пощады.
Таким образом, «Мастер и Маргарита» — уникальное произведение. Среди всего прочего, оно дает всеобъемлющую картину жизни столицы и ее жителей в 30-ые годы 20 века.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману