Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».»
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И это достаточно легко объяснить. «Мастер и Маргарита» — роман поистине удивительный, уникальный, талантливый, глубокий.
Оригинальность этого произведения заключается не только в его тематике, но и в самой структуре. В первой главе перед читателем возникает образ Москвы 30-х годов. Мы видим представителей писательской «элиты» Берлиоза и Бездомного и знакомимся со странным незнакомцем, неизвестно как оказавшимся жарким вечером на Патриарших прудах. Через рассказ этого незнакомца мы попадаем в далекий город Ершалаим. И там нас ждут уже совсем другие герои. Это, как мы узнаем позже, персонажи романа мастера: Понтий Пилат, Иешуа, Иуда, Каифа, Левий Матвей.
Получается, что «Мастер и Маргарита» состоит из романа о мастере и романа, написанного самим мастером. Древний Ершалаим и современная автору Москва переплетаются между собой, проблема, затронутая в одном времени и пространстве, продолжает раскрываться в другом. Московская история зачастую похожа на какую-то фантасмагорию, история же Иешуа и Пилата совсем не вызывает улыбки.
В один прекрасный майский вечер Сатана со своей свитой появляются в Москве. Цель визита Воланда становится понятной практически мгновенно — воздать каждому по заслугам. Всего несколько дней нечистая сила проводит в городе, но за это время обыденная жизнь москвичей, полная повседневной подлости, предательства, вранья, словно взрывается от находчивых, а порой и жестоких выходок Коровьева, Бегемота Азазелло и Геллы. Сам Воланд, как правило, наблюдает за всем со стороны. И вот мы уже со смехом наблюдаем такую картину: «За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге… Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом». Сразу же возникает вопрос: насколько же значительным делом занимался Прохор Петрович до этого, что продолжать его работу может один только костюм?
Булгаков очень четко показывает свою современность. Сквозь бесконечное количество забавных, смешных и откровенно нелепых историй и ситуаций отчетливо звучит горечь, досада на людей, так легко забывающих об элементарных добродетелях. Потрясающе точно и тонко вырисован общий портрет москвичей. Одна из главных черт современников Булгакова — страх перед иностранными шпионами. Мы понимаем это уже из первых сцен романа. Берлиоз и Бездомный принимают Воланда за иностранного «засланца». Это символично: для советского человека зарубежный шпион приравнивался к самому Дьяволу.
Для того чтобы показать главные пороки москвичей, автор на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: „Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!“ и другой голос: „Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!“ и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.
А теперь посмотрим на далекий Ершалаим. Отличается ли он от современной писателю Москвы? Нет! Древний город также наполнен подлецами и трусами. Из-за алчности Иуды невинный Иешуа арестован; из-за трусости Понтия Пилата безобидный философ отправляется на страшную казнь. Игемону целую вечность придется жить с этим тяжким грузом на душе. Он-то хотел отпустить бродягу, но Иешуа не угодил Синедриону и первосвященнику Каифе. У Пилата не хватило смелости пойти против воли этих людей.
Некоторые герои романа имеют так называемых двойников в другой реальности: мастер — Иешуа, Иванушка Бездомный — Левий Матвей, Алоизий Могарыч — Иуда. Судьбы этих персонажей во многом похожи. Иуда предает Иешуа в Ершалаиме, а в Москве Алоизий доносит на мастера, чтобы завладеть его квартирой. Левий Матвей изначально был сборщиком податей и не видел в своей жизни глубокого смысла. После знакомства с Иешуа его мировоззрение полностью изменилось, он отказался от денег и отправился путешествовать вместе с бродячим философом. Иванушка же, встретив в психбольнице мастера, совершенно пересматривает свою жизнь. Ему становится противна его откровенно халтурная литературная деятельность, и он дает обещания больше никогда не писать стихов. Иешуа уверен, что все люди на земле добрые, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Га-Ноцри идет в своих убеждениях до конца. У него был шанс спастись, отрекшись от своих слов, но он не воспользовался им. Но мастер не обладает такой силой духа. Он написал свой роман о Понтии Пилате, потому что верил в это, верил в каждое слово своего произведения. Беспощадная критика романа всей его жизни сломила героя, заставила его отречься от своего детища. Мастер сжигает роман в печи, пытается забыть его, выкинуть из памяти. Но «рукописи не горят», и благодаря стараниям Маргариты этот шедевр возродился из пепла.
Хочется отметить, что Маргарита не имеет двойника в произведении. Она уникальна. Автор преклоняется перед силой ее чувств к мастеру, перед ее жертвенной, отчаянной, безграничной любовью. Ради спасения своего мастера Маргарита продает душу дьяволу и становится королевой на его балу. Именно поэтому в конце произведения она, как и мастер, не справившийся со своей ношей, заслужила не света, а только покоя. И этот покой может дать именно Сатана. Это место находится где-то в прошлом, совсем в другом пространстве, где можно «вечером слушать музыку Шуберта», «писать при свечах гусиным пером», «гулять со своею подругой под вишнями».
В конце романа два различных мира все-таки соприкасаются: происходит встреча мастера со своим героем. Пилат был проклят за свою трусость, обречен на вечные страдания. Но творец освобождает своего героя: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
Сложная структура произведения помогает Булгакову лучше раскрыть характер персонажей, передать вечность человеческих пороков, ошибок. Благодаря роману, написанному мастером, в произведение вводятся библейские мотивы. Структура «роман в романе» помогает автору очень ловко переносить читателя во времени, углубляя, таким образом, рассматриваемые в произведении проблемы и вопросы.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману