Мастер и Маргарита
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Проблема выбора и ее решение в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».»
Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным их апофеозом, без всяких сомнений, можно считать роман «Мастер и Маргарита».
Это произведение создавалось на протяжении двенадцати лет. Роман стал итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Он раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. Прочтение «Мастера и Маргариты» необычайно обогащает каждого человека духовно, наполняет его большим количеством новых, свежих идей.
Сам автор «умудрился» объединить в своем произведении невероятное количество самых разнообразных тем. Основной из них является проблема выбора.
Каждую минуту на страницах романа герои делают выбор в сторону добра или зла, правды или лжи, честности или комфортного существования.
Главный герой произведения пишет роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Тем самым он делает выбор в сторону высокого искусства. Ведь в то страшное время, которое описывает Булгаков (Москва 20−30-х годов), писатель должен был «творить» лишь на пользу партии. Огромное количество тем было запрещено, говорить можно было лишь об избранных социальных проблемах. Но Мастер — истинный художник, поэтому он не может писать в угоду времени. Из-за этого герой не был принят в кружок псевдолитераторов.
Для того чтобы лучше осознать, почему талантливый Мастер становится изгоем в литературных кругах Москвы, нужно обратить внимание на представителей МАССОЛИТа. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»! Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?»
Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»… Крайне символичен образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди, выбравшие не творчество, а теплое, беззаботное существование, должны владеть умами целых поколений!
Важно заметить, что в итоге Мастер был награжден за свои страдания покоем. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь и халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно.
Награжден был не только Мастер, сделавший свой выбор в пользу истинного творчества. Вместе с ним удостоена наградой та, что всегда любила его. Маргарита на протяжении всего романа выбирает любовь и верность своему возлюбленному. Ради него она становится ведьмой, играет роль темной королевы на балу у сатаны.
Свой выбор должен сделать и Иван Бездомный. Этому герою дается шанс одуматься, переосмыслить свою жизнь, и он использует его. Находясь в сумасшедшем доме, Иванушка очищается от всего наносного, неискреннего. Он становится учеником Мастера, отказывается от литературной карьеры и после выхода из больницы становится большим ученым-историком.
Ярчайшим образом, раскрывающим проблему выбора в романе, является пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Впервые мы встречаемся с этим героем во второй главе, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. По ходу развития событий данной главы мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри.
Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти…
Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: „Погиб!“, потом: „Погибли…“» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям. Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа.
Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.
После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. Что может быть страшнее? Игемон сделал выбор в пользу своего хорошего социального положения. И за это он будет наказан бессмертием и вечными мучениями. Каждый день, каждую минуту прокуратор будет расплачиваться за свою трусость.
В своем удивительном романе Булгаков затронул огромное количество проблем. Но проблема выбора занимает особое место в романе. Она помогает полностью раскрыть образы героев и наполняет роман необычайной философской глубиной.
Другие сочинения по этому произведению
"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману