На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне"»
Сочинение
Произведение искусства, затрагивающее вечные вопросы, обычно имеет долгую жизнь. Почему? Потому что именно вечное всегда находит отклик в сердцах людей, заставляет задуматься о жизни. Такова пьеса М. Горького “На дне”.
Основная проблема пьесы — проблема гуманизма. В нашей жизни она является и наиболее современной. В критической литературе есть формулировка: “Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе Горького „На дне"”. Ложный гуманизм? Как это понять? Ведь гуманизм — это любовь к человеку, желание ему помочь. Разве это может быть ложным? Видимо, данная формулировка, как и было принято еще совсем недавно, пронизана идеологической установкой, которая сковывала мысль, заставляя ее идти по узкой колее. Но самое страшное, что эта колея должна была всегда и всех приводить к одному-единственному ответу: сострадание, утешение (его еще называют почему-то пассивным) — это плохо.
А что здесь дурного? Лука — один из главных героев пьесы, утешает людей отверженных, подает надежду несчастным, сам будучи далеко не из счастливых.
Он сидит возле Анны, поправляет ей постель, выводит на свежий воздух. Вовремя стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии предостерегает его от опрометчивых шагов. Советует Наташе и Пеплу уйти из дома Костылева, предупреждая, что иначе дело кончится плохо. Актера уговаривает бросить пить и зажить новой жизнью. Рассказывает он и о том, как приютил воров, забравшихся на дачу. Он обладает очень редким даром — даром соучастия, сочувствия. Ведь и сейчас это редкость в людском общении...
Лука — образ жизненный. Итак, кто такие ночлежники? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты, но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми, не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось что-то похожее на человеческое участие.
Костылев убит. Убит не из мести, не из корысти, а случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, которую Костылев сам же и спровоцировал. Босяки не разбежались, остались в ночлежке и готовы, если понадобится, дать свидетельские оправдательные показания в суде, о чем Сатин сказал Пеплу.
Пепел не одинок со своей бедой. Скрылся один Лука. Обычно это ставят ему в вину как своего рода предательство. Лука и в самом деле выглядит здесь не лучшим образом. Однако вспомним, что еще раньше, до драки, он собирался уйти из ночлежки, о чем и предупреждал Бубнова. К тому же Лука ничем не мог помочь Пеплу. Ведь он был беспаспортным бродягой, а свидетельские показания людей, не имеющих документов, суд в рас чет не принимал. Так что останься Лука в ночлежке, явись перед судом, он совершил бы бесполезный для Пепла и безрассудный для себя поступок. За это Луку нельзя обвинить в предательстве или подлости. Лука не герой. Конечно, нет, как не герои и все ночлежники. Но с них довольно и того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми.
Возникает еще один вопрос, не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь объективный смысл утешительной лжи Луки был в том, что, сам того не подозревая, он, пытаясь помочь Актеру справиться со своим недугом, рассказывая ему о бесплатных лечебницах, обостряя боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не принимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
Да, Лука выдумывает свои истории, но его ложь играла не только утешительную роль. Она пробуждала в людях надежду на лучшее, желание жить. Обещая Анне рай на том свете. Лука хотел, чтобы исстрадавшаяся женщина умерла спокойно. Но Анне от басен старика захотелось вдруг пожить: “Как там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!”
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя как на конченого человека. Лука пробудил в нем тоску по настоящей, нравственно чистой и честной жизни. И не вина Луки, что эта заветная мечта не сбылась. По самой динамике развития характера видно, что Васька Пепел страстно рвется со “дна жизни”. Мешают Костылевы...
Сам Сатин признал, что старик — умница, что он подействовал на него, “как кислота на старую и грязную монету”. Вспомним, что в противоборстве ночлежников с хозяевами Лука сыграл решающую роль. Ведь недаром Василиса и Костылев видели в старике самого опасного для себя противника и торопились избавиться от него, собирались выдать своего постояльца полиции. Лука дал Костылеву уничтожающую характеристику во время последнего разговора перед драматическими событиями: “Вот ты, примерно... Ежели тебе сам Господь Бог скажет: „Михаиле! Будь человеком!" — все равно никакого толку не будет. Как есть, так и останешься”. Хозяин растерялся и угрожающе напомнил о том, что у его жены дядя — полицейский. Таким образом, прежде чем умереть от удара Пепла, Костылев был уничтожен моралью Луки. Сочувствия к безжалостным людям у Луки не было.
Лука не только утешает и лжет, он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства.
“Что такое правда? Человек — вот правда! Он (Лука) это понимал...”. — заключает Сатин. С этим нельзя не согласиться. Лука — исповедник, ему, и только ему, доверяли и раскрывали душу, готовы были покаяться, потому что человек хочет быть услышанным, а еще лучше — понятым...
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма? Не потому ли наш современный кинематограф, наши лучшие театры возвращаются к постановке пьесы Горького “На дне”?
Основная проблема пьесы — проблема гуманизма. В нашей жизни она является и наиболее современной. В критической литературе есть формулировка: “Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе Горького „На дне"”. Ложный гуманизм? Как это понять? Ведь гуманизм — это любовь к человеку, желание ему помочь. Разве это может быть ложным? Видимо, данная формулировка, как и было принято еще совсем недавно, пронизана идеологической установкой, которая сковывала мысль, заставляя ее идти по узкой колее. Но самое страшное, что эта колея должна была всегда и всех приводить к одному-единственному ответу: сострадание, утешение (его еще называют почему-то пассивным) — это плохо.
А что здесь дурного? Лука — один из главных героев пьесы, утешает людей отверженных, подает надежду несчастным, сам будучи далеко не из счастливых.
Он сидит возле Анны, поправляет ей постель, выводит на свежий воздух. Вовремя стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии предостерегает его от опрометчивых шагов. Советует Наташе и Пеплу уйти из дома Костылева, предупреждая, что иначе дело кончится плохо. Актера уговаривает бросить пить и зажить новой жизнью. Рассказывает он и о том, как приютил воров, забравшихся на дачу. Он обладает очень редким даром — даром соучастия, сочувствия. Ведь и сейчас это редкость в людском общении...
Лука — образ жизненный. Итак, кто такие ночлежники? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты, но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми, не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось что-то похожее на человеческое участие.
Костылев убит. Убит не из мести, не из корысти, а случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, которую Костылев сам же и спровоцировал. Босяки не разбежались, остались в ночлежке и готовы, если понадобится, дать свидетельские оправдательные показания в суде, о чем Сатин сказал Пеплу.
Пепел не одинок со своей бедой. Скрылся один Лука. Обычно это ставят ему в вину как своего рода предательство. Лука и в самом деле выглядит здесь не лучшим образом. Однако вспомним, что еще раньше, до драки, он собирался уйти из ночлежки, о чем и предупреждал Бубнова. К тому же Лука ничем не мог помочь Пеплу. Ведь он был беспаспортным бродягой, а свидетельские показания людей, не имеющих документов, суд в рас чет не принимал. Так что останься Лука в ночлежке, явись перед судом, он совершил бы бесполезный для Пепла и безрассудный для себя поступок. За это Луку нельзя обвинить в предательстве или подлости. Лука не герой. Конечно, нет, как не герои и все ночлежники. Но с них довольно и того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми.
Возникает еще один вопрос, не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь объективный смысл утешительной лжи Луки был в том, что, сам того не подозревая, он, пытаясь помочь Актеру справиться со своим недугом, рассказывая ему о бесплатных лечебницах, обостряя боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не принимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
Да, Лука выдумывает свои истории, но его ложь играла не только утешительную роль. Она пробуждала в людях надежду на лучшее, желание жить. Обещая Анне рай на том свете. Лука хотел, чтобы исстрадавшаяся женщина умерла спокойно. Но Анне от басен старика захотелось вдруг пожить: “Как там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!”
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя как на конченого человека. Лука пробудил в нем тоску по настоящей, нравственно чистой и честной жизни. И не вина Луки, что эта заветная мечта не сбылась. По самой динамике развития характера видно, что Васька Пепел страстно рвется со “дна жизни”. Мешают Костылевы...
Сам Сатин признал, что старик — умница, что он подействовал на него, “как кислота на старую и грязную монету”. Вспомним, что в противоборстве ночлежников с хозяевами Лука сыграл решающую роль. Ведь недаром Василиса и Костылев видели в старике самого опасного для себя противника и торопились избавиться от него, собирались выдать своего постояльца полиции. Лука дал Костылеву уничтожающую характеристику во время последнего разговора перед драматическими событиями: “Вот ты, примерно... Ежели тебе сам Господь Бог скажет: „Михаиле! Будь человеком!" — все равно никакого толку не будет. Как есть, так и останешься”. Хозяин растерялся и угрожающе напомнил о том, что у его жены дядя — полицейский. Таким образом, прежде чем умереть от удара Пепла, Костылев был уничтожен моралью Луки. Сочувствия к безжалостным людям у Луки не было.
Лука не только утешает и лжет, он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства.
“Что такое правда? Человек — вот правда! Он (Лука) это понимал...”. — заключает Сатин. С этим нельзя не согласиться. Лука — исповедник, ему, и только ему, доверяли и раскрывали душу, готовы были покаяться, потому что человек хочет быть услышанным, а еще лучше — понятым...
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма? Не потому ли наш современный кинематограф, наши лучшие театры возвращаются к постановке пьесы Горького “На дне”?
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе