На дне

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Острая критика действительности в пьесе М. Горького «На дне»»

Сочинение


Горький своей пьесой "На дне" выступил как "создатель нового типа социальной драмы". Пьеса "На дне" - обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в подвал и становится свидетелем давно начавшегося разговора. В ночлежке царит атмосфера взаимных оскорблений.

"Начался день! Бога ради...не кричите - не ругайтесь вы!" - просит Анна. Каждый из ночлежников абсолютно равнодушен к судьбе другого и к своей собственной. На просьбу Анны не ругаться, Клещ в сердцах отвечает:"Заныла!" Бубнов реагирует более равнодушно "Шум - смерти не помеха..." Суть происходящего и участь каждого из ночлежников точнее всего выразил Бубнов:"Что было-было, а остались одни пустяки...Здесь господ нету...всё слиняло, один голый человек остался". Картина гибели человеческой души открывается с первых сцен пьесы. И человеком, сломавшим равнодушие и пробудившим в ночлежниках хоть какую-то надежду, является Лука.

Лука понимает, что человек не может жить без веры в себя, и поэтому он старается убедить жителей ночлежки, что не всё ещё потеряно в их жизни. Актёру, который уже почти спился, он говорит:"Ты...лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат...такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница тоже человек...и даже рады, когда он лечиться желает! Только вот чего: ты пока готовься! воздержись! Возьми себя в руки - и терпи...А потом - вылечишься...и начнешь жить снова...хорошо будет, брат, снова-то!" Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и забрать с собой Наташу:"Там таких - надобно! А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!"

Многие не верят Луке, говорят, что он "жулик" и "шарлатан". На что Лука отвечает:"Во что веришь, то и есть." Лука считает, что нужно жалеть людей:"Христос всех жалел. Тюрьма добру не научит и Сибирь не научит, а человек - научит, человек сможет добру научить. " В пьесе "На дне" Горький противопоставляет философии Луки философию Сатина. Сатин уже ни на что не надеется, он не хочет выбираться из ночлежки, не хочет работать. Он считает, что кто-то должен создать хорошие условия для его жизни:"Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!" Философия сатина оправдывает его жизнь. В конце пьесы Сатин предстаёт перед нами в новом виде. Он говорит как "порядочный человек". Он размышляет о человеке:"Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит...гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!"; о правде и лжи:"Ложь - религия рабов и хозяев...Правда - бог свободного человека!"

Невольно ловишь себя на мысли, что но во многом прав. Он постепенно начинает завоёвывать наше внимание и уже начинаешь понимать, что это не просто шулер, а довольно неглупый человек. Но в ночлежке происходит трагедия - повесился Актёр. И каждый из ночлежников реагирует по-разному, узнав об этом известии. И все симпатии рушатся, когда слышишь последнюю фразу сатина:"Эх...испортил песню...дур-рак!" Мне кажется, что Сатин "одевал маску" философа, но не вкладывал душу в свои слова, как Лука. А если человек говорит одно, а в сердце у него совершенно другое, то рано или поздно он покажет себя таким, какой он есть на самом деле, без прикрас.

Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях «дна». И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке. И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой «старичок-домовичок». Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде.

Вид у Луки самый обычный, вид странника: «С палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Но все же есть нечто, что отличает его от остальных «босяков». Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: «милая», «доброго здоровья», «спасибо»… Лука принимает «любой вариант» жизни: «Мне все равно, я и жуликов уважаю». Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.
Первое действие пьесы «На дне» - это как бы прелюдия к философии Луки.
Можно сказать, что у обитателей ночлежки только появляются росточки заинтересованности к этому человеку. Пепел так и говорит: «Какого занятного старичишку-то привели…».

И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: «давеча», «всяко» и т.д.






Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: «Все мы на земле странники…»

Оставаясь для всех пока загадкой, он «перекидывает мостики» к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: «Запутался ты…» И Василисе дает точную характеристику: «Ах, и неласкова ты, мать…»
А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне.

Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда… Вот потому и пришел в ночлежный дом «странник» Лука.
Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы. Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей «пачпорт», и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово «накинут» меняется в зависимости от контекста.

Костылев: Надо будет на тебя накинуть полтинничек…
Клещ: Ты петлю на меня накинь…
Лука в ответ на ласковые слова Анны подменяет слово «мягкий» словом «мягок».
Анна: Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий…
Лука: Мяли много, оттого и мягок…

Речь Луки афористична: «Где тепло – там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «…ни одна блоха не плоха: все – черненькие, все – прыгают…».
Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю. Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки.
Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение.

Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.

Другие сочинения по этому произведению


"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А. М. Горького «На дне») Я прочитал пьесу М. Горького «На дне» Обитатели ночлежки Судьбы героев пьесы "На дне" Горького Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне». Какова же правда Сатина Люди "дна" характеры и судьбы Школьное сочинение на тему правда героев в пьесе «На дне» «Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».). Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». «Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне») Ложь во спасение Луки Голая правда Бубнова в пьесе «На дне» Правда Сатина СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Правда Сатина в пьесе «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького Описание персонажей: трагический образ пьесы “На дне” Проблема пьесы Горького "На дне" Сочинение по пьесе М. Горького “На дне” Что есть правда и что есть ложь Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне» Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни Философия Луки Тема любви в пьесе Горького «На дне» Сатин, Барон и Бубнов Поиски правды в пьесе М.Горького «На дне». Лука и Сатин в пьесе «На дне» Характеристика образа Бубнова Рассказ Луки про "праведную землю". (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького "На дне".) СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Появление Луки в ночлежке Образ и характер Луки и Сатина АНАЛИЗ IV ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне» История создания и анализ драмы "На дне" Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне» О жанре, сюжете и композиции «На дне» Характеристика образа Актера О монологе Сатина Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне») Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне" Система персонажей пьесы. Место образа Луки в ней Лука и Сатин Сочинение на тему личность человека в пьесе М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке Описание персонажей: Лука Сюжет пьесы «На дне» Философский спор о правде "На дне" Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне») Сатин и Бубнов – художественный анализ Размышления над пьесой Горького «На дне» Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне») "На дне" как философская драма Образы Луки и Сатина Современность пьесы Горького «На дне» Философия Луки - вера в человека Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне» Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне» Социально философский смысл драмы М. Горького "На дне" Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне” Характеристика образа Луки Человек в пьесе М.Горького "На дне" Рассказ Луки про "праведную землю" Нравственность философии и нравственная философия в пьесе М. Горького «На дне» Есть ли истинная правда в пьесе Горького «На дне» Характеристика образа Сатина Константина ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО Первая проблема пьесы "На дне" — философский спор о правде Жизнь ночлежников до появления Луки Социально-философская драма Что есть правда и что есть ложь в пьесе Горького «На дне» Наташа и Васька Пепел Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне". Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького "На дне") Ложь - якорь, держащий людей на «дне» Пьеса «На дне» социально-философская пьеса Зачем врет Лука «На дне» — пьеса о силе человека Размышления над страницами пьесы Горького «На дне» Судьбы ночлежников обвинение бесчеловечному обществу Что для меня правильнее спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека» Человеческие чувства в пьесе М. Горького «На дне» Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне” Дно" как основной мотив пьесы А. М. Горького "На дне Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне» Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (3) Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования «Униженные и оскорбленные» в русской классике (по пьесе Горького «На дне») По пьесе М.Горького "На дне" С кем вы: С Лукой или с Сатиным? Ложь во спасение Луки (образы Луки и Сатина) Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (4) "Правда святая" иль "сон золотой" (по произведению М.А.Горького "На дне") Пестрая галерея персонажей пьесы "На дне" Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна» Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне» Идейно художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне" Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (5) Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне» Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне» Бесчеловечные условия буржуазной России в пьесе "На дне" Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне" Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне») Близорукие гуманисты (М. Горький «На дне») Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне» Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне") Драма «На дне» этапное произведение в творчестве Горького Лука — выражение того гуманизма, за который ратовал Горький Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант) Художественный мир пьессы "На дне" Анализ IV действия пьесы Горького «На дне» Лука и Сатин (по пьесе "На дне") Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (2) Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (6) Анализ финала третьего действия пьесы Горького «На дне» Идеи Луки в пьесе «На дне» Отображение дествительности в пьесе «На дне» В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне» Ненависть к пошлости скуке жизни в пьесе «На дне» Мир бывших людей в философской драме Максима Горького "На дне" Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне Роль женских образов в пьесе Горького «На дне» Первая проблема пьесы "На дне" Мир ночлежки — это мир «бывших людей» Проблематика пьесы А. М. Горького "На дне" Пьеса М. Горького "На дне" как социально философская драма Бродячий философ Лука Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Изображение «дна» Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель Особый сюжетный узел в пьесе «На дне» Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора... Какой основной вопрос драмы «На дне» Судьбы персонажей пьесы «На дне» Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант) Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» Суть спора Луки и Сатина Философский спор о человеке в драме Горького "На дне" Тема веры и безверия в драме Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (1) Идейно-художественное содержание пьесы Горького "На дне" Истинный и ложный гуманизм Открыть человеку глубины его души по пьесе М. Горького «На дне» Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне» Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов в пьесе Трагический образ пьесы “На дне” «Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне» Главный мотив пьесы «На дне» О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества Реалистическое изображение Горьким дна Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении романа Гуманизм пьесы М. Горького «На дне». На дне Горький Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне» О замысле и постановках пьесы «На дне» Социальная проблематика пьесы Горького «На дне» ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА Пьеса «На дне» это иносказание о правде и жизни Идейно художественное содержание пьесы Горького “На дне”