На дне
Максим Горький
«Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького)»
Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное - предреволюционное — время для страны, когда многие ценности были полностью нивелированы. Так, в ту эпоху полностью обесценилась человеческая жизнь, вокруг царили нищета и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом.
Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в окружении которых живут босяки. Перед нами предстают «бывшие» люди. Это Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве. Это Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином. Это потомственный вор Васька Пепел, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке. Это умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Это Настя, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающая о сильной, страстной, книжной любви.
Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. На протяжении всей пьесы решается главный вопрос: чего же достоин и в чем больше нуждается человек — в жалости или в уважении? Важно, что две этих категории герои пьесы сразу же противопоставляют друг другу.
Спор начинается еще до появления на сцене одного из важнейших героев — странника Луки — и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров.
Лука жалеет людей, поэтому утешает их, пытается каждому дать надежду. Благодаря своей житейской мудрости, герой затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова.
Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя. Анна ни одного дня не была не только счастлива, но просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вздохнет спокойно: «…Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать.
Лука — единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви. Наоборот, он всячески поддерживает девушку, жалея ее: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она».
Странник уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел — хороший человек, что он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться.
Поддерживает Лука и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!»
Очень важно, что Лука не просто врет героям. У него есть своя философия, он объясняет свою позицию. Это как нельзя лучше проявляется в его рассказе о двух каторжниках. В нем Лука ратует за то, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро и жалость: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился».
И мы видим, что Лука позитивно влияет на жизнь ночлежников, реально помогает им. Так, Актер перестал пить, держался какое-то время. Оказывается, силы для того, чтобы бросить пьянство, у него были. Герой сорвался, когда оборвалась его вера в возможность вылечиться в клинике. Он не понял, что способен сам себя излечить.
Иной взгляд на гуманное отношение к человеку представляет Сатин — образованный человек, попавший в тюрьму и превратившийся в картежника и шулера. Этот герой смотрит на человека с романтических позиций. По мнению Сатина, человек — основа всего, центр мироздания. На нем замыкаются все важнейшие процессы: жизнь, смерть, величайшие свершения и открытия. Но Сатин говорит не о каждом конкретном индивидууме, а о человеке как виде живых существ: «Это не ты, не я, не они… нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»
Мы видим, что этого героя восхищают возможности человека, его мощь и потенциал. Именно поэтому он считает, что жалость является унижением. Такая «глыба», как человек, достоин лишь правды, которую он способен выдержать, какой бы жестокой она ни была, и уважения: «Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Именно в правде и заключается уважение, по мнению героя.
Исходя из «высокой» природы человека, Сатин делает вывод о его жизненном предназначении. По мнению этого героя, «человек выше сытости». Это значит, что заботиться лишь о пропитании, об обеспечении «телесных нужд» недостойно настоящего Человека. Думать и вершить высокое, глобальное, революционное — вот в чем смысл человеческой жизни, по Сатину.
Таким образом, что же такое гуманизм — жалость иди уважение? Как этот вопрос решает Горький? На мой взгляд, при всей «революционности» этого писателя, он все же склонен видеть истину в «золотой середине». Человеку нужна «сиюминутная» жалость, способная поддержать, дать почувствовать человеку, что он не один, что все у него еще может быть хорошо. Однако совсем другое дело, если жалость превращается в жизненную философию. В таком случае она ничего, кроме вреда, не приносит — не вдохновляет человека на рост, на свершения, на перемены. В глобальном масштабе, я думаю, человеку нужны правда, уважение и вера — в свои силы и высшие человеческие ценности.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе