На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне»»
Сочинение
1. Реализм пьесы «На дне».
2. Герои произведения.
3. Отношение автора к обитателям «дна».
Пьеса М. Горького «На дне» — яркий пример реалистического произведения. Писатель уже отказывается от романтических тенденций, которые были свойственны его творчеству. Реалистическое начало привлекает писателя, он много внимания уделяет социально-философским конфликтам. Самого Горького можно назвать одним из самых талантливых писателей своего времени. Он блестяще изображал человеческие характеры, у нас нет ни малейшего повода усомниться в их правдивости. Не менее ярко Горький изображал быт, на фоне которого разворачиваются события. Быт у Горького — это не просто совокупность различных деталей в описании обстановки. Нет, быт приобретает особое значение, разрастается до глобальных размеров. Не случайно быт и бытие — слова одного корня. Условия жизни, в которых довелось жить человеку, обязательно влияют на его характер и мировоззрение.
Пьеса «На дне» очень интересна прежде всего своими героями. Это типичные обитатели «дна», как и сказано в самом названии. Жизнь всех обитателей ночлежки сложилась далеко не лучшим образом. Ничего хорошего, светлого, радостного у них нет. Эти люди занимают самую низшую ступень социальной лестницы. Они не питают иллюзий относительно своей жизни, напротив, осознают беспросветность своего существования. Особенность пьесы «На дне» в том, что в ней нет завязки и развязки, что, в сущности, противоречит данному жанру. Нет в пьесе и основного сюжетного конфликта. Но есть конфликт социально-философский. И раскрывается он не в действиях, а в разговорах. Именно разговоров в пьесе намного больше, чем действий. Можно даже сказать, что действий как таковых практически нет.
Мы хорошо понимаем философию всех обитателей «дна». Они не скрывают своих убеждений. Ограниченность, убогость, ничтожность их характеров очевидна. Обитатели «дна» жестоки по отношению друг к другу. Ни сочувствия, ни уважения, ни даже дружеских привязанностей мы у них не видим. Такая фраза, как «дура ты, Настька...» выглядит для них чем-то само собой разумеющимся и вполне нормальным. Обычное человеческое сострадание чуждо героям пьесы. Умирает жена Клеща, но никто не пытается сказать несчастной хотя бы доброе слово. Все герои произведения жестоки как к себе, так и к окружающим. И несчастны в этой жестокости. У каждого героя своя правда, или же, наоборот, ее отсутствие.
Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» Социальные противоречия порождают такое отношение к жизни. У Клеща нет ничего — ни работы, ни пристанища, ни будущего. Ему не нужна правда, он не видит смысла в своей жизни. Носителем иного философского начала является Лука. Он не пытается искать правды, ему достаточно веры в Бога. Такое мировоззрение дает возможность старику мириться с тяготами жизни.
Пьесу «На дне» можно трактовать двояко. С одной стороны, произведение можно трактовать как предвестник революции. Именно такое восприятие было традиционным совсем недавно. На пьесу смотрели сквозь призму социальных преобразований. Несчастные обездоленные люди считались носителями революционных идей. Ведь их жизнь была очень плохой, а революция могла принести что-то хорошее. Революция повлекла бы за собой социальные изменения, что благотворно сказалось бы на обитателях «дна».
Теперь такая трактовка произведения уже не кажется однозначной. Ведь Горький не использует прямые призывы к революции. Он лишь показывает несчастных обездоленных людей. У них нет ни сил, ни желания что-то изменить в жизни. Если же попытки и предпринимаются, как например, у Актера, то они все равно оказываются бесполезными. У обитателей «дна» нет никаких нравственных ценностях. Они замкнуты на себе, их не интересуют окружающие люди. Они издевательски смеются друг над другом, как будто не понимают, что тем самым унижают самих себя. Общество отвергло всех обитателей «дна», в них нет нравственного начала, которое могло бы стать опорой для дальнейшего возрождения. Изгои общества не способны возродиться, их удел — дальнейшая деградация. Споры о жизни, которые ведут герои пьесы умозрительны и абстрактны. Они не знают настоящей жизни, потому что она прошла мимо их. Им неведомо прекрасное, возвышенное, чистое и , светлое. Горький называет героев пьесы «бывшими людьми». И говорит, что произведение стало итогом его «почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». У автора нет сочувствия и симпатии к своим героям. И у тех нет высоких стремлений. А любые попытки спасти свой внутренний мир в лучшем случае могут быть уходом в мир грез и иллюзий. Настя читает любовные романы, чтобы не замечать убогость реальной жизни. Отсутствие высоких стремлений обнажает убогость и деградацию босяков, обитателей дна. На их примере Горький показывает, что безыдейность, безволие никогда не может принести положительных результатов. Жизнь обитателей «дна» лишена смысла, и будущего у них нет.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе