На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»)»
Сочинение
Пьеса Горького "На дне" представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и только безрадостное настоящее и еще более безрадостное будущее объединяет их.
По моему мнению, самый интересный герой пьесы "На дне" – это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чуткости, уважения, доверия. Скорее, предательство и ложь — главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман "Лолита". А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает…
Василиса ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти "мертв". За время прочтения пьесы в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет; по-моему, она вообще никого не любила, кроме себя и ДЕНЕГ. Денег, которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа как можно скорей. У нее есть любовник – Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично, с кем он в итоге останется…
Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла.
Все, с кем она живет, считают ее "бабой лютой", которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином "хозяйка". Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем. Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки.
Жена – как много вложено в этот термин, но, наверное, во времена Василисы его представляли по-другому. Все так называемые жены хотели только одного – богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное, виновны родители, которые, прежде всего, думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье. Василиса разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: "А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь – не забудь! Сколько должен мне?", — говорит она, обращаясь к Бубнову.
Унижать других – вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним, как к отбросам общества, неудачникам. С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам, играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного – избавиться от мужа, от которого осталось только одно название – муж.
Василиса говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. При этом она считает себя вершительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру держит за игрушку, которую можно подарить или "выкинуть" вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: "Зверь! Хвастаешься зверством своим?" Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…
Лука, праведник, считает ее "плохим человеком". А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева. Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся "грязная работа" висит на Ваське Пепле, она тут вообще не при чем, она не чувствует никаких угрызений совести. Василису и Ваську забирают в полицейский участок… После этого за застольем Настя размышляет: "Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…" Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке.
Но, с другой стороны, не будь таких "отрицательных" героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью. Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может, и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку! Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но есть мнение, что и гораздо интереснее – некоторые говорят, что отрицательные герои даже живее положительных. Но, возможно, они ошибаются…
Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Ведь если смотреть в контексте героев пьесы, Василиса далеко не в самом тяжелом и безвыходном положении. Впрочем, и ее положение ненамного выше – красивая, молодая девушка, она, насколько мы можем предположить, из чисто корыстных соображений вышла замуж за человека на двадцать восемь лет старше ее. Замужество дало ей маленькую стабильность, но оставило существом зависимым. Это ее, конечно, не устраивает.
Василиса такая же жертва жестокости жизни, как и остальные герои пьесы – но все эти ее обстоятельства могли бы вызывать сочувствие, если бы в ней было хоть немного человеческого. А так она настолько не вызывает ни сочувствия, ни симпатии, что даже Васька Пепел, попав в беду, больше озабочен не своей участью, а тем, чтобы она понесла справедливое наказание.
По моему мнению, самый интересный герой пьесы "На дне" – это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чуткости, уважения, доверия. Скорее, предательство и ложь — главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман "Лолита". А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает…
Василиса ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти "мертв". За время прочтения пьесы в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет; по-моему, она вообще никого не любила, кроме себя и ДЕНЕГ. Денег, которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа как можно скорей. У нее есть любовник – Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично, с кем он в итоге останется…
Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла.
Все, с кем она живет, считают ее "бабой лютой", которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином "хозяйка". Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем. Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки.
Жена – как много вложено в этот термин, но, наверное, во времена Василисы его представляли по-другому. Все так называемые жены хотели только одного – богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное, виновны родители, которые, прежде всего, думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье. Василиса разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: "А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь – не забудь! Сколько должен мне?", — говорит она, обращаясь к Бубнову.
Унижать других – вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним, как к отбросам общества, неудачникам. С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам, играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного – избавиться от мужа, от которого осталось только одно название – муж.
Василиса говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. При этом она считает себя вершительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру держит за игрушку, которую можно подарить или "выкинуть" вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: "Зверь! Хвастаешься зверством своим?" Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…
Лука, праведник, считает ее "плохим человеком". А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева. Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся "грязная работа" висит на Ваське Пепле, она тут вообще не при чем, она не чувствует никаких угрызений совести. Василису и Ваську забирают в полицейский участок… После этого за застольем Настя размышляет: "Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…" Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке.
Но, с другой стороны, не будь таких "отрицательных" героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью. Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может, и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку! Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но есть мнение, что и гораздо интереснее – некоторые говорят, что отрицательные герои даже живее положительных. Но, возможно, они ошибаются…
Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Ведь если смотреть в контексте героев пьесы, Василиса далеко не в самом тяжелом и безвыходном положении. Впрочем, и ее положение ненамного выше – красивая, молодая девушка, она, насколько мы можем предположить, из чисто корыстных соображений вышла замуж за человека на двадцать восемь лет старше ее. Замужество дало ей маленькую стабильность, но оставило существом зависимым. Это ее, конечно, не устраивает.
Василиса такая же жертва жестокости жизни, как и остальные герои пьесы – но все эти ее обстоятельства могли бы вызывать сочувствие, если бы в ней было хоть немного человеческого. А так она настолько не вызывает ни сочувствия, ни симпатии, что даже Васька Пепел, попав в беду, больше озабочен не своей участью, а тем, чтобы она понесла справедливое наказание.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе