На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне".»
Сочинение
Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
социально - философская пьеса М. Горького "На дне". Главное в ее
сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В "На
дне" автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
"Подвал, похожий на пещеру". Затхлый и душный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего "дна" и представить себе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой "ласковое"
слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и
нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
"Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых"
людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав"
окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он
им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как
масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
"кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью".
Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.
протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
социально - философская пьеса М. Горького "На дне". Главное в ее
сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В "На
дне" автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
"Подвал, похожий на пещеру". Затхлый и душный воздух. Каменные
закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
пьесы. Большего "дна" и представить себе трудно. Спустя некоторое
время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой "ласковое"
слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и
нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую
грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
"Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых"
людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими
сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав"
окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он
им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как
масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
"кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью".
Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так
не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее
проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы
добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе