На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Размышления над страницами пьесы Горького «На дне»»
Сочинение
Всё творчество Максима горького — это художественное исследование. Мне интересен этот писатель, потому что его произведения подчинены поиску идеала: человека, с которым связаны нравственно-философские категории правды, свободы и самопожертвования. Много раздумий об этом у меня вызвала пьеса Максима Горького «На дне». Мне хотелось бы обратиться к этому произведению, чтобы поговорить о честности, гордости и гуманизме.
Название пьесы «На дне» очень символично. Дно — это мир отверженных, картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди. Персонажи пьесы — «выломившиеся» из жизни, лишённые бунтарства ночлежники. Их настоящее ужасно, будущего нет. Для большинства из них существует только прошлое: у Барона — это обеспеченная жизнь, у Актёра — творческая работа. Но как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин, «в карете прошлого никуда не уедешь». Так и живут они, говоря одновременно и не слушая друг друга, бранясь и устраивая пьяные драки. Интересно, что все персонажи — люди из разных слоёв общества, но у всех одна участь — им не подняться «со дна» жизни, на котором они оказались. Сейчас они настолько разъединены, что не могут решить, кому мести пол.
Эти мрачные картины, воспроизведённые в пьесе, заключают в себе большой взрывчатый заряд. Я читала произведение, и внутри меня зарождалось ощущение, что всё нужно менять. Становится, поистине, жаль этих людей. Мы видим ум Сатина, душевную чистоту Наташи, трудолюбие Клеща, который хочет вернуться к нормальной жизни посредством упорного труда.
Но вот в ночлежке Костылёва появляется Лука. Он — странник, умудрённый опытом и много повидавший в жизни. Он выступает как утешитель, желающий ободрить другого. Позиция Луки заключается в том, что каждый человек достоин жалости, поэтому он щедро одаряет ею ночлежников. Своей любовью к людям, желанием помочь им он возрождает у людей надежду на спасение.
Спившемуся актёру Лука внушает веру в излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет.
Всё это утешительная ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжёлую реальность. Я бы могла назвать Луку апостолом иллюзий, лжи, примиряющей с безрадостным существованием. В его речах содержится немало убедительных суждений. Например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдёт», «человек должен уважать себя». После ухода Луки ночлежники вспоминают о нём с теплотой, хотя некоторые понимают, что он для многих был «как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов».
Луке с его утешительными речами противопоставлен философствующий Сатин. Позиция Сатина мне гораздо ближе, чем размышления Луки, и самые интересные страницы пьесы, на мой взгляд, — монолог Сатина в четвёртом акте. Здесь правда о свободном Человеке, к которой приходит герой: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Эти слова были произнесены бывшим телеграфистом в минуту душевного подъёма, они освещают новым светом его личность. Это протест против строя, угнетающего человека, против смирения и утешительного страдания. Герой считает, что каждая личность должна развиваться свободно, независимо ни от кого. Он говорит, что вся правда заключается в самом человеке, и только он сам может выбрать себе дорогу.
И я вновь задаюсь вопросом: так нужна ли жалость? Ведь в других высказываниях Сатина сквозит бесчеловечность: «Убийство в драке — пустяки. Это недорогого стоит», «Пускай кричат, разбивают себе головы… пускай!» Я думаю, что жалость нам иногда просто необходима как одно из проявлений сострадания. Заручившись девизом «Жалость унижает» мы порой непростительно позволяем себе не проявлять и сострадания. Теория Сатин, по-моему, тоже крайность. Может ли человечество идти по такому пути? Конечно, нет! Вопрос о том, каким же ему надо быть, чрезвычайно важен.
И ни один из них человечество устроить не может. А есть ли третий путь? Должен быть. Я заметила, что в обеих совершенно противоречивых теориях Лука и Сатин сходятся в одном: надо относиться к человеку уважительно. Может, это и есть выход, спасение?.. Как не провести здесь параллель между сегодняшним днём и горьковским «дном»? Ведь так много в нашей стране людей, ставших жертвами существующего мира, где правят власть и деньги, где начали процветать уродливые законы «волчьей морали». А истина лежит где-то между двумя крайностями: религией и теорией «сверхчеловека». Я думаю, что наше теперешнее состояние — результат того, что мы слишком быстро забываем уроки истории и литературы.
Пьеса Горького «На дне» заставила меня задуматься о судьбе человечества и пробудила чувства, которые в последнее время считаются почти потерянными — сострадание и милосердие. Хочется говорить не о милосердии Луки (пожалел — и в сторону), а об истинном чувстве, сочетающемся с желанием сделать что-нибудь для людей. Нам нужно учиться поступать так, чтобы были видны плоды нашей поддержки, помощи. Сострадание нужно сегодня человечеству — справедливое и действенное.
Название пьесы «На дне» очень символично. Дно — это мир отверженных, картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди. Персонажи пьесы — «выломившиеся» из жизни, лишённые бунтарства ночлежники. Их настоящее ужасно, будущего нет. Для большинства из них существует только прошлое: у Барона — это обеспеченная жизнь, у Актёра — творческая работа. Но как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин, «в карете прошлого никуда не уедешь». Так и живут они, говоря одновременно и не слушая друг друга, бранясь и устраивая пьяные драки. Интересно, что все персонажи — люди из разных слоёв общества, но у всех одна участь — им не подняться «со дна» жизни, на котором они оказались. Сейчас они настолько разъединены, что не могут решить, кому мести пол.
Эти мрачные картины, воспроизведённые в пьесе, заключают в себе большой взрывчатый заряд. Я читала произведение, и внутри меня зарождалось ощущение, что всё нужно менять. Становится, поистине, жаль этих людей. Мы видим ум Сатина, душевную чистоту Наташи, трудолюбие Клеща, который хочет вернуться к нормальной жизни посредством упорного труда.
Но вот в ночлежке Костылёва появляется Лука. Он — странник, умудрённый опытом и много повидавший в жизни. Он выступает как утешитель, желающий ободрить другого. Позиция Луки заключается в том, что каждый человек достоин жалости, поэтому он щедро одаряет ею ночлежников. Своей любовью к людям, желанием помочь им он возрождает у людей надежду на спасение.
Спившемуся актёру Лука внушает веру в излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет.
Всё это утешительная ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжёлую реальность. Я бы могла назвать Луку апостолом иллюзий, лжи, примиряющей с безрадостным существованием. В его речах содержится немало убедительных суждений. Например, он говорит: «Кто крепко хочет — найдёт», «человек должен уважать себя». После ухода Луки ночлежники вспоминают о нём с теплотой, хотя некоторые понимают, что он для многих был «как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов».
Луке с его утешительными речами противопоставлен философствующий Сатин. Позиция Сатина мне гораздо ближе, чем размышления Луки, и самые интересные страницы пьесы, на мой взгляд, — монолог Сатина в четвёртом акте. Здесь правда о свободном Человеке, к которой приходит герой: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Эти слова были произнесены бывшим телеграфистом в минуту душевного подъёма, они освещают новым светом его личность. Это протест против строя, угнетающего человека, против смирения и утешительного страдания. Герой считает, что каждая личность должна развиваться свободно, независимо ни от кого. Он говорит, что вся правда заключается в самом человеке, и только он сам может выбрать себе дорогу.
И я вновь задаюсь вопросом: так нужна ли жалость? Ведь в других высказываниях Сатина сквозит бесчеловечность: «Убийство в драке — пустяки. Это недорогого стоит», «Пускай кричат, разбивают себе головы… пускай!» Я думаю, что жалость нам иногда просто необходима как одно из проявлений сострадания. Заручившись девизом «Жалость унижает» мы порой непростительно позволяем себе не проявлять и сострадания. Теория Сатин, по-моему, тоже крайность. Может ли человечество идти по такому пути? Конечно, нет! Вопрос о том, каким же ему надо быть, чрезвычайно важен.
И ни один из них человечество устроить не может. А есть ли третий путь? Должен быть. Я заметила, что в обеих совершенно противоречивых теориях Лука и Сатин сходятся в одном: надо относиться к человеку уважительно. Может, это и есть выход, спасение?.. Как не провести здесь параллель между сегодняшним днём и горьковским «дном»? Ведь так много в нашей стране людей, ставших жертвами существующего мира, где правят власть и деньги, где начали процветать уродливые законы «волчьей морали». А истина лежит где-то между двумя крайностями: религией и теорией «сверхчеловека». Я думаю, что наше теперешнее состояние — результат того, что мы слишком быстро забываем уроки истории и литературы.
Пьеса Горького «На дне» заставила меня задуматься о судьбе человечества и пробудила чувства, которые в последнее время считаются почти потерянными — сострадание и милосердие. Хочется говорить не о милосердии Луки (пожалел — и в сторону), а об истинном чувстве, сочетающемся с желанием сделать что-нибудь для людей. Нам нужно учиться поступать так, чтобы были видны плоды нашей поддержки, помощи. Сострадание нужно сегодня человечеству — справедливое и действенное.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе