На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
««Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).»
Сочинение
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу,который навеет
Человечеству сон золотой!
Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В
творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле
человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он - смысл бытия. “Он создал даже
Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека,о том, какое место он занимает в окружающем мире,Горький
пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой.Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев,в их действиях и
развитии сюжета,но главная особенность драмы как рода литературы -конфликт,острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы - сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на
дне” жизни. Упасть ниже невозможно - обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё
же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг
с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата
человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и
неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла,молодого сапожника Алёшку и Настю,не имеющую средств к существованию,а потому вынужденную зарабатывать их
на улице,бывшего барона и спившегося актёра.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь.Они настолько привыкли друг к другу,что говорят сразу всё,не ожидая
ответа,живут,почти не замечая окружающих.Анна,доживающая свои последние дни,не видит сочувствия и понимания даже от
собственного мужа.Барон живущий за Настин счёт,грубо вырывает у девушки книгу,которую она читает.Сентиментальные романы
и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от
судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о
его чести: «Значит,продаёт,Ну,здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица - Максим Иванович Костылев,содержатель ночлежки,его молодая жена Василиса Карповна,её
дядя,пятидесятилетний полицейский Медведев,мало чем отличаются от своих жильцов.Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа,благосклонность она проявляет к Василию Пеплу,который не отвечает взаимностью.Василий
испытывает симпатию к сестре своей хозяйки,Наташе,девушке молодой и доброй.Их дядя,полицейский Медведев,ищет
расположения торговки пельменями.Казалось,ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок,но обстановка
меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья,народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека,он утверждал,что
жалость и уважение по отношению к ближнему - это единственно верный жизненный принцип.Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую,всеми забытую Анну.Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице,где бы
он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве.Лука подаёт идею Василию Пеплу- бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную,лучшею жизнь.Но Лука,этот “лучик света”,очень скором исчез из тёмного и
непроглядного царства человеческих пороков.После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт,изображённый в драме,имеет несколько уровней.Первый между хозяевами и обитателями ночлежки,но он
оказывается лишенным динамики,не развивается активно на протяжении всей пьесы.Это происходит потому,что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов.Второй- личная драма в прошлом каждого героя,из-за которой он оказался
на дне жизни,в грязной ночлежке,перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц.Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом,Василисой и Наташей.
Люди,фактически смирившись со своим положением,вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами,они начали по-другому
осмысливать собственное положение и предназначение.Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о
человеке -они звучат в словах Сатина и Бубнова.Мысль первого заключается в том,что всё подвластно человеку и всё должно
происходить по его воле.Он создал жизнь,создал всё,что его окружает,а потому -его положение на Земле особенное.Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может
ставить перед собой высоких целей,и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро,что трагедия неизбежна ,и она происходит -Василий
Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того,чтобы устроить новую жизнь,но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его
остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на её дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения,сделать так,чтобы то изначально
хорошее,заложенное в каждом человеке росло и крепло,помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной,найти своё
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова,заимствуя жалость Луки и уважение
Сатина,общество может воспитать настоящего,достойного человека,заслуживающего сочувствия и понимания уже потому,что он
родился.
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу,который навеет
Человечеству сон золотой!
Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В
творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле
человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он - смысл бытия. “Он создал даже
Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека,о том, какое место он занимает в окружающем мире,Горький
пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой.Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев,в их действиях и
развитии сюжета,но главная особенность драмы как рода литературы -конфликт,острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы - сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на
дне” жизни. Упасть ниже невозможно - обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё
же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг
с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата
человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и
неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла,молодого сапожника Алёшку и Настю,не имеющую средств к существованию,а потому вынужденную зарабатывать их
на улице,бывшего барона и спившегося актёра.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь.Они настолько привыкли друг к другу,что говорят сразу всё,не ожидая
ответа,живут,почти не замечая окружающих.Анна,доживающая свои последние дни,не видит сочувствия и понимания даже от
собственного мужа.Барон живущий за Настин счёт,грубо вырывает у девушки книгу,которую она читает.Сентиментальные романы
и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от
судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о
его чести: «Значит,продаёт,Ну,здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица - Максим Иванович Костылев,содержатель ночлежки,его молодая жена Василиса Карповна,её
дядя,пятидесятилетний полицейский Медведев,мало чем отличаются от своих жильцов.Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа,благосклонность она проявляет к Василию Пеплу,который не отвечает взаимностью.Василий
испытывает симпатию к сестре своей хозяйки,Наташе,девушке молодой и доброй.Их дядя,полицейский Медведев,ищет
расположения торговки пельменями.Казалось,ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок,но обстановка
меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья,народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека,он утверждал,что
жалость и уважение по отношению к ближнему - это единственно верный жизненный принцип.Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую,всеми забытую Анну.Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице,где бы
он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве.Лука подаёт идею Василию Пеплу- бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную,лучшею жизнь.Но Лука,этот “лучик света”,очень скором исчез из тёмного и
непроглядного царства человеческих пороков.После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт,изображённый в драме,имеет несколько уровней.Первый между хозяевами и обитателями ночлежки,но он
оказывается лишенным динамики,не развивается активно на протяжении всей пьесы.Это происходит потому,что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов.Второй- личная драма в прошлом каждого героя,из-за которой он оказался
на дне жизни,в грязной ночлежке,перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц.Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом,Василисой и Наташей.
Люди,фактически смирившись со своим положением,вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами,они начали по-другому
осмысливать собственное положение и предназначение.Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о
человеке -они звучат в словах Сатина и Бубнова.Мысль первого заключается в том,что всё подвластно человеку и всё должно
происходить по его воле.Он создал жизнь,создал всё,что его окружает,а потому -его положение на Земле особенное.Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может
ставить перед собой высоких целей,и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро,что трагедия неизбежна ,и она происходит -Василий
Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того,чтобы устроить новую жизнь,но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его
остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на её дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения,сделать так,чтобы то изначально
хорошее,заложенное в каждом человеке росло и крепло,помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной,найти своё
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова,заимствуя жалость Луки и уважение
Сатина,общество может воспитать настоящего,достойного человека,заслуживающего сочувствия и понимания уже потому,что он
родился.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе