На дне
Максим Горький
«Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)»
Пьеса М. Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности.
Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». Вот как писал о своей пьесе «На дне» сам автор: «Когда я создавал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел „двойника“ — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Пьеса «явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», — писал Горький.
С первых сцен своего произведения драматург вводит читателя в мир ночлежки — местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая нищета сквозит во всём: «Подвал, похожий на пещеру». Одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание почти первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства, существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.
Первый акт пьесы также даёт представление и о каждом персонаже. Например, Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую женщину.
О Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения — «барин». Но ночлежка, куда герой попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть — не нужный здесь товар.
Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет замуж: «Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала — нет!» Никто ей не верит, а только насмехается.
Вообще насмешка — единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением, и даже ненавистью к постояльцам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться из «дна». И что это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…».
И действительно, жена Клеща, Анна, стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. Муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежностью заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…».
Сатин и Актёр — игрок и пьяница — в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда произносят какие-то умные фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих понятий, они лишь неожиданно всплывают в голове.
Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, — Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя — кроме черта — любит…» Костылёв говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит в пьесу проблему утешающих иллюзий. Потому, что о ней заговорил Костылёв, становится понятно, как относится к этому вопросу сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Так, с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается проблема гуманизма.
По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене. Но по содержанию это только сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них. Речь героев несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!», — так говорит Бубнов.
Но в конечном счёте вся обстановка ночлежки создает ощущении безысходности. «Дно» описано во всей его ужасающей правде. Каково бы ни было развитие сюжета, читатель с первых сцен понимает, что этот ужас, эта ночлежка — тупик, выбраться из которого невозможно.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе