На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"»
Сочинение
В ряду первых рассказов
М.Горький показал ужасающие картины
русской действительности, пороки
капиталистического строя, бесчеловечные
условия буржуазной России, "свинцовые
мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась
наиболее сильным произведением о "бывших
людях", ибо такой суровой, беспощадной
правды о жизни социальных низов, об их
беспросветной и безысходной участи
мировая литература не знала.
В сыром подвале, "похожем на
пещеру", в страшной грязи и вони ютятся
люди, выброшенные из жизни в силу
условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев
пьесы, но по их отдельным репликам мы
понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что "всю
жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в
отрепьях ходила". У этих несчастных
"обитателей дна" отнято все: честь,
человеческое достоинство, возможность
любви и материнства, семьи, всякая
надежда, все стерто, втоптано в грязь.
Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:
"Работы нет... Силы нет.Вот - правда!
Пристанища, пристанища нету! Издыхать
надо... Вот она правда!"
И даже здесь, в этом странном мире
отверженных, где заживо погребены ценные
по своим задаткам люди, достойные
сострадания, продолжают действовать
волчьи капиталистического мира. Почти
все жители костылевской ночлежки
доведены до отчаяния, тянутся к каким-то
призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться
отсюда Клещ, полагая, что честный труд
поможет стать ему человеком: "Кожу
сдеру, а вылезу", хочет начать новую,
здоровую жизнь Васька Пепел, искренно
верит в чистую любовь Настя. Все
пытаются выпрямиться, стать полноценными
людьми.
Общую мысль о свободном человеке
высказывает Сатин. Он разоблачает
утешительную ложь старца Луки, который,
видя муки обездоленных, бескорыстно
старается помочь им, облегчить
страдания, умиротворить. Спившемуся
Актеру он внушает надежду на излечение в
бесплатной лечебнице, умирающей Анне он
советует не бояться смерти: она ведь
несет покой; вору Пеплу советует уехать
в богатую счастливую Сибирь. И это-то в
то время! Обманщик Лука по своему
гуманен, но его гуманизм пассиивно-
сострадательный. Он основан на том, что
Лука не верит в возможности человека:
для него все люди ничтожны, слабы,
мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении. "Мне - все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
плоха",- говорит он. Втайне он уверен в
том, что реальное положение человека
изменить нельзя, поэтому ко всем и
подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии
рабской покорности и долготерпения
выступает Сатин: "Кто слаб душой... и
кто живет чужими соками, тем ложь
нужна... Одних она поддерживает, другие
прикрываются ей... Ложь - религия рабов
и хозяев. Правда - бог свободного
человека".
В монологе Сатина в полный голос
звучит требование свободы и гуманного
отношения к человеку: "Надо уважать
человека! Не жалеть,... не унижать его
жалостью,... уважать надо!" Он убежден в
том, что следует не примирять человека с
действительностью, а заставить саму
действительность служить человеку,
поэтому он поднимает знамя борьбы за
Человека с большой буквы!
"Человек свободен. Человек - вот
правда. Все в человеке, все для
человека. Существует только человек, все
же остальное - дело его рук, его мозга.
Человек! Это звучит гордо!"
Пьеса имела огромный успех, потому
что "принималась как пьеса-буревестник,
которая предвещала грядущую бурю и к
буре звала".
М.Горький показал ужасающие картины
русской действительности, пороки
капиталистического строя, бесчеловечные
условия буржуазной России, "свинцовые
мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась
наиболее сильным произведением о "бывших
людях", ибо такой суровой, беспощадной
правды о жизни социальных низов, об их
беспросветной и безысходной участи
мировая литература не знала.
В сыром подвале, "похожем на
пещеру", в страшной грязи и вони ютятся
люди, выброшенные из жизни в силу
условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев
пьесы, но по их отдельным репликам мы
понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что "всю
жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в
отрепьях ходила". У этих несчастных
"обитателей дна" отнято все: честь,
человеческое достоинство, возможность
любви и материнства, семьи, всякая
надежда, все стерто, втоптано в грязь.
Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:
"Работы нет... Силы нет.Вот - правда!
Пристанища, пристанища нету! Издыхать
надо... Вот она правда!"
И даже здесь, в этом странном мире
отверженных, где заживо погребены ценные
по своим задаткам люди, достойные
сострадания, продолжают действовать
волчьи капиталистического мира. Почти
все жители костылевской ночлежки
доведены до отчаяния, тянутся к каким-то
призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться
отсюда Клещ, полагая, что честный труд
поможет стать ему человеком: "Кожу
сдеру, а вылезу", хочет начать новую,
здоровую жизнь Васька Пепел, искренно
верит в чистую любовь Настя. Все
пытаются выпрямиться, стать полноценными
людьми.
Общую мысль о свободном человеке
высказывает Сатин. Он разоблачает
утешительную ложь старца Луки, который,
видя муки обездоленных, бескорыстно
старается помочь им, облегчить
страдания, умиротворить. Спившемуся
Актеру он внушает надежду на излечение в
бесплатной лечебнице, умирающей Анне он
советует не бояться смерти: она ведь
несет покой; вору Пеплу советует уехать
в богатую счастливую Сибирь. И это-то в
то время! Обманщик Лука по своему
гуманен, но его гуманизм пассиивно-
сострадательный. Он основан на том, что
Лука не верит в возможности человека:
для него все люди ничтожны, слабы,
мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении. "Мне - все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха ни
плоха",- говорит он. Втайне он уверен в
том, что реальное положение человека
изменить нельзя, поэтому ко всем и
подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии
рабской покорности и долготерпения
выступает Сатин: "Кто слаб душой... и
кто живет чужими соками, тем ложь
нужна... Одних она поддерживает, другие
прикрываются ей... Ложь - религия рабов
и хозяев. Правда - бог свободного
человека".
В монологе Сатина в полный голос
звучит требование свободы и гуманного
отношения к человеку: "Надо уважать
человека! Не жалеть,... не унижать его
жалостью,... уважать надо!" Он убежден в
том, что следует не примирять человека с
действительностью, а заставить саму
действительность служить человеку,
поэтому он поднимает знамя борьбы за
Человека с большой буквы!
"Человек свободен. Человек - вот
правда. Все в человеке, все для
человека. Существует только человек, все
же остальное - дело его рук, его мозга.
Человек! Это звучит гордо!"
Пьеса имела огромный успех, потому
что "принималась как пьеса-буревестник,
которая предвещала грядущую бурю и к
буре звала".
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе