На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»»
Сочинение
Заметным явлением русской литературы начала XX
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало - вот
ее духовная сущность», - так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» - грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «... чего тебе правда больно
нужна... подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки - чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения - с философией угнетения, точка
зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход - самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек - вот правда», - утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз,все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека - значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте. «Человек - вот это правда!
Все - в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!
Чело - век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
несправедливые социальные условия низводят его до жал-
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
боятся правды и не ищут спасения во лжи.
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
бражения людей, достигших последней степени убожест-
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
протестом против социальных порядков капиталистичес-
кого общества и страстным призывом к справедливой и
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало - вот
ее духовная сущность», - так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» - грозный обвинительный акт против несправед-
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
вале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жесто-
ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
драматург затронул актуальную проблему современности:
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нуж-
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
ясь к Пеплу, он говорит: «... чего тебе правда больно
нужна... подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки - чер-
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
философия терпения - с философией угнетения, точка
зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе
хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
тается один выход - самоубийство. Вместо счастливой
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
ной лжи: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда -
бог свободного человека». Он верит в человека, в его
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек - вот правда», - утверждает герой. В отличие
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
человек все может, раз,все зависит от его дел и идей. Он
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека - значит унижать его неверием в спо-
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
призвании, силе и красоте. «Человек - вот это правда!
Все - в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!
Чело - век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
несправедливые социальные условия низводят его до жал-
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
боятся правды и не ищут спасения во лжи.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе