На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Нравственность философии и нравственная философия в пьесе М. Горького «На дне»»
Сочинение
Нравственность — область практических поступков, обычаев, нравов. Так объясняет это понятие словарь по этике.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Как же эти два понятия объединены в небольшом по объему произведении? Дело в том, что настоящая литература никогда не обходила стороной проблемы нравственности и философии, мало того, заставляла мыслить и отвечать на многие сложные вопросы человеческого бытия.
Со времени написания и первых постановок на сцене пьесы А.М. Горького «На дне» прошло очень много лет, однако, пьеса до сих пор в ходит в репертуар отечественных и зарубежных театров, и имеет успех у зрителей. Чем же занимательна эта пьеса? Читатель и зритель погружаются в заведомо чуждый ему мир. Босяки, бывшие люди, люмпен-пролетарии, деклассированные элементы? Можно, конечно, брезгливо отвернуться от этой ямы, в которой копошатся человеческие существа, облик людской утратившие.
«На дне» — весьма красноречивое название. Почему же так пристально мы вчитываемся в строки пьесы и буквально захвачены происходящим в ней действием? Дело в том, что там, в подвале, похожем на пещеру, люди, одетые в лохмотья, ведут между собой поистине философские споры о совести и чести, о лжи и правде, о долге и назначении человека.
Ночлежка — приют бездомных, где за медный грош можно получить место на нарах, становится ареной идейной борьбы, в которой — противостояние глобальных нравственных проблем. Мыслители прошлых веков бились над ними и не могли дать ответа на роковые вопросы. А. Горький заставляет своих босяков постигать уроки нравственной философии.
Итак, попытаемся опуститься на дно. Бывший актер, больной хроническим алкоголизмом, бывший телеграфист, читавший в юности хорошие книги, бывший ремесленник, имевший свою мастерскую.Но вот появляется странник Лука, шестидесятилетний старик, и обитатели дна как бы впервые посмотрели на себя со стороны. Лука и говорит-то совсем по-другому: ласково, мягко, с утешительной интонацией, а самое главное — от него ночлежники впервые слышат, что и они люди, которых можно любить и жалеть.
Под сводами ночлежки собраны разные лица, у каждого своя тяжелая судьба и свой характер. Психолог лука это прекрасно понимает: он щедро раздает обещания наиболее слабым, но цепляющимся за любую соломинку. Актеру он обещает назвать город, в котором построено красивое здание лечебницы, в которой лечат бесплатно от алкоголизма. И у опустившегося человека появляется надежда, он даже пить на какое-то время перестает. Умирающей Анне он внушает надежду на райское блаженство на том свете, а вора Ваську Пепла убеждает начать новую, чистую жизнь в Сибири. Но, увы, за красивыми словами ласкового старика, к сожалению, не стоит поступок. Он исчезает в тот момент, когда Васька Пепел случайно, в драке, убивает хозяина ночлежки Костылева. Уж как бы понадобилось заявление Луки, что драка спровоцирована женой Костылева Василисой, которая в свое время натравливала Ваську на мужа. Но беспаспортный Лука не хочет осложнять себе жизнь и связываться с органами правопорядка.
А теперь посмотрим, насколько благотворна ложь луки, удалось ли ему убедить в торжестве лжи ночлежников. Анне, прожившей мученическую жизнь, совсем не хочется умирать, она согласна еще потерпеть, «коли там Луки не будет». Актер заканчивает жизнь самоубийством после ухода Луки, ведь тот так и не указал ему дорогу к мраморным ступеням лечебницы.
Лука рассказывает ночлежникам притчу о праведной земле. Герой притчи, узнав, что праведной земли не существует, удавился. Лука делает вывод о губительности правды, а Наташа, сестра Василисы понимает смысл притчи по-своему: «Не стерпел обмана!» Таким образом, ложь — временное болеутоляющее средство.
Социальные язвы тоже не лечатся ложью: история не раз доказывала это. А как же правда? Ведь она, как правило, страшна и тяжело воздействует на сознание, приводит в состояние тупика. Верно, но не случайно сказано в Евангелии, что тайное становится явным. Недолговечен срок любой лжи.
В пьесе Луке противостоит Сажин. Уголовник, отсидевший срок за убийство, карточный шулер и пьяница, он смирился со своей участью, ему утешительная ложь не нужна. В то же время у него своя философия, в основе которой культ сильного человека. По мнению Сажина, нет ничего унизительнее жалости. Человеку нужно сознание своей силы и уважения. Жалость для слабых и безвольных. Герой произносит два красивых, возвышенных монолога о человеке, о правде и лжи, но опять же и здесь за словом не стоит поступок. Когда Сажину сообщают о самоубийстве Актера, то от него мы слышим равнодушно-циничное: «Дурак, испортил песню!». Весьма приблизительны представления о нравственности и у этого персонажа, который несомненно , умнее и интереснее многих ночлежников.
Горький вполне справедливо считается одним из сильных художников слова, его меткие, блестящие афоризмы прочно вошли в наш язык, обогатили речь. Можно спорить, не соглашаться с мыслителями, но жизнь со временем подтверждает их идеи.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Как же эти два понятия объединены в небольшом по объему произведении? Дело в том, что настоящая литература никогда не обходила стороной проблемы нравственности и философии, мало того, заставляла мыслить и отвечать на многие сложные вопросы человеческого бытия.
Со времени написания и первых постановок на сцене пьесы А.М. Горького «На дне» прошло очень много лет, однако, пьеса до сих пор в ходит в репертуар отечественных и зарубежных театров, и имеет успех у зрителей. Чем же занимательна эта пьеса? Читатель и зритель погружаются в заведомо чуждый ему мир. Босяки, бывшие люди, люмпен-пролетарии, деклассированные элементы? Можно, конечно, брезгливо отвернуться от этой ямы, в которой копошатся человеческие существа, облик людской утратившие.
«На дне» — весьма красноречивое название. Почему же так пристально мы вчитываемся в строки пьесы и буквально захвачены происходящим в ней действием? Дело в том, что там, в подвале, похожем на пещеру, люди, одетые в лохмотья, ведут между собой поистине философские споры о совести и чести, о лжи и правде, о долге и назначении человека.
Ночлежка — приют бездомных, где за медный грош можно получить место на нарах, становится ареной идейной борьбы, в которой — противостояние глобальных нравственных проблем. Мыслители прошлых веков бились над ними и не могли дать ответа на роковые вопросы. А. Горький заставляет своих босяков постигать уроки нравственной философии.
Итак, попытаемся опуститься на дно. Бывший актер, больной хроническим алкоголизмом, бывший телеграфист, читавший в юности хорошие книги, бывший ремесленник, имевший свою мастерскую.Но вот появляется странник Лука, шестидесятилетний старик, и обитатели дна как бы впервые посмотрели на себя со стороны. Лука и говорит-то совсем по-другому: ласково, мягко, с утешительной интонацией, а самое главное — от него ночлежники впервые слышат, что и они люди, которых можно любить и жалеть.
Под сводами ночлежки собраны разные лица, у каждого своя тяжелая судьба и свой характер. Психолог лука это прекрасно понимает: он щедро раздает обещания наиболее слабым, но цепляющимся за любую соломинку. Актеру он обещает назвать город, в котором построено красивое здание лечебницы, в которой лечат бесплатно от алкоголизма. И у опустившегося человека появляется надежда, он даже пить на какое-то время перестает. Умирающей Анне он внушает надежду на райское блаженство на том свете, а вора Ваську Пепла убеждает начать новую, чистую жизнь в Сибири. Но, увы, за красивыми словами ласкового старика, к сожалению, не стоит поступок. Он исчезает в тот момент, когда Васька Пепел случайно, в драке, убивает хозяина ночлежки Костылева. Уж как бы понадобилось заявление Луки, что драка спровоцирована женой Костылева Василисой, которая в свое время натравливала Ваську на мужа. Но беспаспортный Лука не хочет осложнять себе жизнь и связываться с органами правопорядка.
А теперь посмотрим, насколько благотворна ложь луки, удалось ли ему убедить в торжестве лжи ночлежников. Анне, прожившей мученическую жизнь, совсем не хочется умирать, она согласна еще потерпеть, «коли там Луки не будет». Актер заканчивает жизнь самоубийством после ухода Луки, ведь тот так и не указал ему дорогу к мраморным ступеням лечебницы.
Лука рассказывает ночлежникам притчу о праведной земле. Герой притчи, узнав, что праведной земли не существует, удавился. Лука делает вывод о губительности правды, а Наташа, сестра Василисы понимает смысл притчи по-своему: «Не стерпел обмана!» Таким образом, ложь — временное болеутоляющее средство.
Социальные язвы тоже не лечатся ложью: история не раз доказывала это. А как же правда? Ведь она, как правило, страшна и тяжело воздействует на сознание, приводит в состояние тупика. Верно, но не случайно сказано в Евангелии, что тайное становится явным. Недолговечен срок любой лжи.
В пьесе Луке противостоит Сажин. Уголовник, отсидевший срок за убийство, карточный шулер и пьяница, он смирился со своей участью, ему утешительная ложь не нужна. В то же время у него своя философия, в основе которой культ сильного человека. По мнению Сажина, нет ничего унизительнее жалости. Человеку нужно сознание своей силы и уважения. Жалость для слабых и безвольных. Герой произносит два красивых, возвышенных монолога о человеке, о правде и лжи, но опять же и здесь за словом не стоит поступок. Когда Сажину сообщают о самоубийстве Актера, то от него мы слышим равнодушно-циничное: «Дурак, испортил песню!». Весьма приблизительны представления о нравственности и у этого персонажа, который несомненно , умнее и интереснее многих ночлежников.
Горький вполне справедливо считается одним из сильных художников слова, его меткие, блестящие афоризмы прочно вошли в наш язык, обогатили речь. Можно спорить, не соглашаться с мыслителями, но жизнь со временем подтверждает их идеи.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе