На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Пестрая галерея персонажей пьесы "На дне"»
Сочинение
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди". Написанная в 1902 г. пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариев", но и некоторую часть интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы."
Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и разрешала новые революционные требования, которые были поставлены перед массами в период напряженной классовой борьбы между предреволюционной эпохи.
Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары.
Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Все обитатели ночлежки вытолкнуты "хозяевами" на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер - безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время - мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со "дна". Татарина Асана отличает честность, Наташу - душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон - предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.
Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.
Судьбы всех этих людей и самое существование "дна" доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.
Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь во спасение" - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе.
С. С. Чахотин, крупнейший мыслитель начала XX века, охарактеризовал первые годы нового столетия словами о том, что «родина больна, болезнь идет своим порядком», а «русская интеллигенция, мозг страны, не имеет права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью». В его размышлениях отразилась философия целого поколения патриотов, сделавших своей целью восстановление прежней силы и могущества России. Среди самых деятельных сторонников был Алексей Максимович Пешков — известный публицист, любимый народом писатель и драматург Максим Горький. Одной из своих задач он сделал обличение социальных конфликтов и противоречий в общественной жизни страны и вместе с тем представление читателю духовного потенциала, сокрытого в русском человеке, причем не в избалованных судьбой привилегированных слоях, а в «униженных и оскорбленных» босяках. Вершиной творчества писателя стала социально-философская драма «На дне», героями которой он сделал обитателей ночлежки, нищих и бездомных.
Судьба свела вместе совершенно разных, отличающихся характерами, потребностями и восприятием жизни людей. Тем не менее все они были поставлены в одинаковое положение по отношению к обществу и, считаясь изгоями, должны были существовать в грязных каморках, мириться с отсутствием работы и безнадежностью поисков постоянного занятия, постепенно спиваясь, постоянно находясь в обществе воров и убийц. Некоторые из них (Сатин, Бубнов) — образованные, начитанные люди, некогда имевшие собственное дело и обладавшие в прошлом правом выбора и принятия решения. Труженик Клещ, который «с малых лет работает», готов до последней минуты служить на фабрике или заводе самому сложному и опасному делу. Актер — талантливый человек, оступившийся однажды и уже потерявший надежду на возвращение в театр. В каждом из них — большой запас невостребованных сил и энергии, которые могли бы быть израсходованы на благо государства. Однако в мире царящего в России беззакония и несправедливости для человека невозможна самореализация, очень многим с самого начала отказано в поддержке любых стремлений и начинаний. Так в произведении выявляется проблема сложных общественных отношений в государстве и нездоровой атмосферы, в которой оно развивалось. Единственный представитель правопорядка в пьесе, Медведев, оказывается слабым и бесхарактерным человеком. Многие проступки и злодеяния «ночлежников» он упрощает из трусости и нежелания иметь дело с решительными, отчаянными и опасными людьми. Одновременно с этим полицейский также беззащитен и уязвим перед бродягами — закон не может обеспечить ему безопасность. Вследствие этого неизбежно возникает проблема человеческих отношений, невозможности слабых по своему социальному положению людей противостоять побеждающему злу.
В жестоком мире каждый вынужден самостоятельно, в одиночестве бороться за свои интересы, и жители ночлежки не привыкли уважать и доверять друг другу. Каждый из них беззащитен, но все по-разному относятся к своему положению: Бубнов — высмеивает, Сатин — анализирует, Клещ — жалуется и ворчит. Бродяги зависят и от хозяев, требующих плату за нары, и от Медведева, так как не имеют постоянного занятия, и даже от Васьки Пепла, который часто одалживает «ночлежникам» деньги на их развлечения в притонах и кабаках. Однако это не мешает босякам смеяться над жадным Костылевым и за его спиной распространять сплетни о связи его жены, Василисы, с вором. Речи некоторых босяков полны цинизма и равнодушия, в них нет ни капли жалости и понимания. Ужас заключается в том, что такая же жестокость не является следствием черствости души, а указывает на горький жизненный опыт каждого обитателя ночлежки. Многие, испытав лишения и потери, стали жестче, приняли страшную действительность как норму человеческих отношений и перестали надеяться на изменение своего положения. Разобщенность босяков показана Горьким с помощью полилога — совмещения реплик героев. В начале произведения он сознательно поражает читателей несогласностью диалогов действующих лиц: Бубнов лениво обращается к Сатину, тот «рычит» в ответ, Настя читает роман о любви, который пытается у нее забрать Барон; стонет Анна, Квашня объявляет о своем нежелании выходить замуж за Медведева. Люди чужды друг другу; безразличие делает их жизнь одинокой и пустой.
При общем бесправии босяков положение женщины кажется особенно тяжелым. Еще в XIX столетии интеллигенция начала проповедовать идею освобождения дам, и многие передовые представительницы этого направления посещали курсы при университете, занимались естественными науками и участвовали в подпольной деятельности революционеров. Однако нищета лишила этой возможности женщин из ночлежки, которых общество признало падшими и неспособными к полезной деятельности и лишило прав личности.
Анна, больная и умирающая, до последней минуты заботится о муже, хоть и не чувствует доброго и сострадательного отношения к себе с его стороны. У странника Луки она просит возможности «поговорить», лишенная до этого общения и внимания. Наташа, с ее чистой, ранимой душой, терпит жестокие побои от ревнивой сестры. Настя, которая должна была бы являть образец распущенности и развращенности, читает наивные романы о красивой любви, выдумывает и ждет своего избранника. Эти женщины, с их внутренним богатством, с заботливостью и добротой, не имеют возможности реализоваться как хозяйки собственного дома, матери и жены. Если девушка доведена до отчаяния и постоянно терзается замечаниями и насмешками, ее семья не может быть крепкой и дружной. Союз, призванный соединить любящих людей, основывается на порабощении и жестокости.
Семья в .классической литературе часто олицетворяет собой страну. В пьесе «На дне» за этой проблемой скрывается еще более серьезная, государственного масштаба. Автор говорит о разрушении естественных отношений в обществе, неизбежно ведущем и к гибели думающих, волевых людей. Так в произведении задается проблема сильных личностей, какими являются Бубнов, Сатин и Барон. Когда человек опускается на дно жизни, он постепенно перестает испытывать потребность в целенаправленном мышлении, умственном развитии, движении вперед. Жизнь для него замирает, и он продолжает бездуховное существование до последней минуты на земле. Однако сильную личность всегда отличает особая смелость и решимость, способность изменить ход исторических событий, вступить в борьбу со стихиями. Бубнов сознательно разрывает все связи с буржуазным миром, преданный близкими людьми и разочарованный в вечных истинах. Общество построено на недоверии и лжи, в нем «все люди лишние», они скрыты друг от друга за темными «масками», босяком же быть намного проще и естественнее. У Достоевского в «Преступлении и наказании» проводилась мысль об искажении сознания сильного человека под влиянием страшных явлений действительности. Жизнь «ночлежников» рождает философа зла и ставит героев перед нравственным выбором, это проявляется во время спора о человеке Сатина и странника Луки. Лука убеждал босяков о необходимости смирения и веры, духовном равенстве людей. Он сравнивает людей с блохами — «все черненькие, все прыгают». Человеческие организмы существуют для «лучшей» личности, которая, как Молох, требует жертв и поклонения. Сатин, не согласный с идеей всепрощения и сострадания, унижающей достоинство человека, произносит знаменитый монолог: «Все в человеке! Все — для человека!» Он требует уважения к личности и гор дости за нее, но сам скоро возвращается к реалиям босяцкой жизни, не борется за свои идеи. Дело в том, что невозможность самореализации принуждала людей отказываться от самых светлых надежд и помыслов, вести почти животный образ жизни. Ум и душа не были востребованы, были обречены на гибель в беспросветном мраке будущего.
Дно жизни — земной ад, откуда уже нет возврата, затягивающий омут нищеты и униженности, трагедия смерти при жизни. Вспоминаются последние слова Базарова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Тургеневский герой мучается бессилием и отчаянием, чувствует опасность и гибельность выбранного Россией пути. Это же волнует и Горького; его пьеса — произведение о настоящем и будущем государства, в котором многие современники читали призыв к уничтожению социальной нестабильности и созданию здорового общества.
Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и разрешала новые революционные требования, которые были поставлены перед массами в период напряженной классовой борьбы между предреволюционной эпохи.
Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары.
Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Все обитатели ночлежки вытолкнуты "хозяевами" на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер - безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время - мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со "дна". Татарина Асана отличает честность, Наташу - душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон - предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.
Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.
Судьбы всех этих людей и самое существование "дна" доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.
Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь во спасение" - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе.
С. С. Чахотин, крупнейший мыслитель начала XX века, охарактеризовал первые годы нового столетия словами о том, что «родина больна, болезнь идет своим порядком», а «русская интеллигенция, мозг страны, не имеет права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью». В его размышлениях отразилась философия целого поколения патриотов, сделавших своей целью восстановление прежней силы и могущества России. Среди самых деятельных сторонников был Алексей Максимович Пешков — известный публицист, любимый народом писатель и драматург Максим Горький. Одной из своих задач он сделал обличение социальных конфликтов и противоречий в общественной жизни страны и вместе с тем представление читателю духовного потенциала, сокрытого в русском человеке, причем не в избалованных судьбой привилегированных слоях, а в «униженных и оскорбленных» босяках. Вершиной творчества писателя стала социально-философская драма «На дне», героями которой он сделал обитателей ночлежки, нищих и бездомных.
Судьба свела вместе совершенно разных, отличающихся характерами, потребностями и восприятием жизни людей. Тем не менее все они были поставлены в одинаковое положение по отношению к обществу и, считаясь изгоями, должны были существовать в грязных каморках, мириться с отсутствием работы и безнадежностью поисков постоянного занятия, постепенно спиваясь, постоянно находясь в обществе воров и убийц. Некоторые из них (Сатин, Бубнов) — образованные, начитанные люди, некогда имевшие собственное дело и обладавшие в прошлом правом выбора и принятия решения. Труженик Клещ, который «с малых лет работает», готов до последней минуты служить на фабрике или заводе самому сложному и опасному делу. Актер — талантливый человек, оступившийся однажды и уже потерявший надежду на возвращение в театр. В каждом из них — большой запас невостребованных сил и энергии, которые могли бы быть израсходованы на благо государства. Однако в мире царящего в России беззакония и несправедливости для человека невозможна самореализация, очень многим с самого начала отказано в поддержке любых стремлений и начинаний. Так в произведении выявляется проблема сложных общественных отношений в государстве и нездоровой атмосферы, в которой оно развивалось. Единственный представитель правопорядка в пьесе, Медведев, оказывается слабым и бесхарактерным человеком. Многие проступки и злодеяния «ночлежников» он упрощает из трусости и нежелания иметь дело с решительными, отчаянными и опасными людьми. Одновременно с этим полицейский также беззащитен и уязвим перед бродягами — закон не может обеспечить ему безопасность. Вследствие этого неизбежно возникает проблема человеческих отношений, невозможности слабых по своему социальному положению людей противостоять побеждающему злу.
В жестоком мире каждый вынужден самостоятельно, в одиночестве бороться за свои интересы, и жители ночлежки не привыкли уважать и доверять друг другу. Каждый из них беззащитен, но все по-разному относятся к своему положению: Бубнов — высмеивает, Сатин — анализирует, Клещ — жалуется и ворчит. Бродяги зависят и от хозяев, требующих плату за нары, и от Медведева, так как не имеют постоянного занятия, и даже от Васьки Пепла, который часто одалживает «ночлежникам» деньги на их развлечения в притонах и кабаках. Однако это не мешает босякам смеяться над жадным Костылевым и за его спиной распространять сплетни о связи его жены, Василисы, с вором. Речи некоторых босяков полны цинизма и равнодушия, в них нет ни капли жалости и понимания. Ужас заключается в том, что такая же жестокость не является следствием черствости души, а указывает на горький жизненный опыт каждого обитателя ночлежки. Многие, испытав лишения и потери, стали жестче, приняли страшную действительность как норму человеческих отношений и перестали надеяться на изменение своего положения. Разобщенность босяков показана Горьким с помощью полилога — совмещения реплик героев. В начале произведения он сознательно поражает читателей несогласностью диалогов действующих лиц: Бубнов лениво обращается к Сатину, тот «рычит» в ответ, Настя читает роман о любви, который пытается у нее забрать Барон; стонет Анна, Квашня объявляет о своем нежелании выходить замуж за Медведева. Люди чужды друг другу; безразличие делает их жизнь одинокой и пустой.
При общем бесправии босяков положение женщины кажется особенно тяжелым. Еще в XIX столетии интеллигенция начала проповедовать идею освобождения дам, и многие передовые представительницы этого направления посещали курсы при университете, занимались естественными науками и участвовали в подпольной деятельности революционеров. Однако нищета лишила этой возможности женщин из ночлежки, которых общество признало падшими и неспособными к полезной деятельности и лишило прав личности.
Анна, больная и умирающая, до последней минуты заботится о муже, хоть и не чувствует доброго и сострадательного отношения к себе с его стороны. У странника Луки она просит возможности «поговорить», лишенная до этого общения и внимания. Наташа, с ее чистой, ранимой душой, терпит жестокие побои от ревнивой сестры. Настя, которая должна была бы являть образец распущенности и развращенности, читает наивные романы о красивой любви, выдумывает и ждет своего избранника. Эти женщины, с их внутренним богатством, с заботливостью и добротой, не имеют возможности реализоваться как хозяйки собственного дома, матери и жены. Если девушка доведена до отчаяния и постоянно терзается замечаниями и насмешками, ее семья не может быть крепкой и дружной. Союз, призванный соединить любящих людей, основывается на порабощении и жестокости.
Семья в .классической литературе часто олицетворяет собой страну. В пьесе «На дне» за этой проблемой скрывается еще более серьезная, государственного масштаба. Автор говорит о разрушении естественных отношений в обществе, неизбежно ведущем и к гибели думающих, волевых людей. Так в произведении задается проблема сильных личностей, какими являются Бубнов, Сатин и Барон. Когда человек опускается на дно жизни, он постепенно перестает испытывать потребность в целенаправленном мышлении, умственном развитии, движении вперед. Жизнь для него замирает, и он продолжает бездуховное существование до последней минуты на земле. Однако сильную личность всегда отличает особая смелость и решимость, способность изменить ход исторических событий, вступить в борьбу со стихиями. Бубнов сознательно разрывает все связи с буржуазным миром, преданный близкими людьми и разочарованный в вечных истинах. Общество построено на недоверии и лжи, в нем «все люди лишние», они скрыты друг от друга за темными «масками», босяком же быть намного проще и естественнее. У Достоевского в «Преступлении и наказании» проводилась мысль об искажении сознания сильного человека под влиянием страшных явлений действительности. Жизнь «ночлежников» рождает философа зла и ставит героев перед нравственным выбором, это проявляется во время спора о человеке Сатина и странника Луки. Лука убеждал босяков о необходимости смирения и веры, духовном равенстве людей. Он сравнивает людей с блохами — «все черненькие, все прыгают». Человеческие организмы существуют для «лучшей» личности, которая, как Молох, требует жертв и поклонения. Сатин, не согласный с идеей всепрощения и сострадания, унижающей достоинство человека, произносит знаменитый монолог: «Все в человеке! Все — для человека!» Он требует уважения к личности и гор дости за нее, но сам скоро возвращается к реалиям босяцкой жизни, не борется за свои идеи. Дело в том, что невозможность самореализации принуждала людей отказываться от самых светлых надежд и помыслов, вести почти животный образ жизни. Ум и душа не были востребованы, были обречены на гибель в беспросветном мраке будущего.
Дно жизни — земной ад, откуда уже нет возврата, затягивающий омут нищеты и униженности, трагедия смерти при жизни. Вспоминаются последние слова Базарова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Тургеневский герой мучается бессилием и отчаянием, чувствует опасность и гибельность выбранного Россией пути. Это же волнует и Горького; его пьеса — произведение о настоящем и будущем государства, в котором многие современники читали призыв к уничтожению социальной нестабильности и созданию здорового общества.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе