На дне
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”»
Сочинение
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе