Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Тема народа и России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Вершиной творчества Некрасова является его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поэма, вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобного которому русская литература не знала.
Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому «вольготно» и «весело» живется на Руси, вводит нас в обстановку голода и нищеты, которая определяла грустное существование народа. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение подлинно новаторское. В нем нет единого сюжета, который определял бы все настроение. Эпопея Некрасова состоит из нескольких во многом самостоятельных частей («Поп», «Сельская ярмонка», «Помещик», «Пьяная ночь», «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» и др.). Все они объединены поиском семью мужиками счастливого человека. Кроме того, они связаны внутренним единством темы — изображение жизни народа. Это не поэма о герое, а эпос народной жизни, раскрывающий все ее многообразие.
В образе Савелия, «богатыря святорусского», Некрасов показывает могучие силы, таящиеся в народе, постепенное созревание иного народного самосознания. Недаром на попреки родичей, невзлюбивших его за независимый характер, он отвечает с гордостью человека, презирающего их лицемерие и смирение.
Стойко он перенес тяжкую каторгу, поселение в Сибирь. Жестокие порки и истязания не смирили его. Савелий отличается и большой душевной чуткостью по отношению к обиженным и слабым.
Один из самых обаятельных образов, созданных поэтом, — образ Матрены Тимофеевны. Посвященная ей третья часть поэмы так и называется — «Крестьянка». Это русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горесть матери, но не согнувшаяся и не побежденная, сохранившая свое человеческое достоинство, свою духовную красоту и стойкость. Даже скупо набросанный портрет передает ее внутреннюю значительность:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни — поразительная по своей поэтической правде исповедь женской души. Это биография великой труженицы, человека большого сердца. Она ничего не приукрашивает. Из ее искреннего, безыскусного повествования возник облик крестьянки, наделенной лучшими, героическими чертами, свойствами русской женщины.
Скупыми, сдержанными словами рассказывает Матрена Тимофеевна о своей девичьей любви, о кратком миге подлинного счастья, отсвет которого она пронесла через всю жизнь. Простота рассказа о сватовстве Филиппа еще больше оттеняет целомудренную красоту чувства, высокую лирическую патетику.
Некрасов показывает свою героиню в трудных жизненных испытаниях, но она неизменно сохраняет человеческое достоинство. Сколько внутреннего протеста и глубокого сочувствия поэта к ее горю. В сцене, когда Матрена Тимофеевна, спасая сына, сама подвергается унизительному наказанию, заботясь лишь о том, чтобы ее сын Федорушка не узнал о позоре матери. А сколько надо было иметь мужества и сил, чтобы перенести страшную смерть первенца Демушки! Великое душевное благородство проявила Матрена Тимофеевна, простив деда Савелия, невольного виновника гибели ее сына.
История Матрены Тимофеевны — это типичная история крестьянской женщины, ее трудного, дорогой ценой добытого кратковременного и неполного «счастья», затерянного в суровых каждодневных буднях и страданиях. Счастливые первые годы замужества, рождение первенца — Демушки, — сменяются тяжкими испытаниями: гибелью сына, грозящей рекрутчиной мужу. Да и вся жизнь этой «счастливицы» полна жестоких лишений и исполинского труда.
В поэме представлена разнообразная галерея крестьянских характеров и типов. Среди них есть люди благородные, исполненные душевной красоты, такие как Матрена Тимофеевна, Савелий, Ермил Гирин, есть и недостойные, слабые, как лакей князя Утятина Ипат или Яков-«верный».
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского «праведника»: Яким живет той же трудолюбивой, нищенской крестьянской жизнью. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, он честный труженник, с большим чувством человеческого достоинства. Яким — человек с «более широким горизонтом». Он свободен от тесноты и ограниченности деревенской жизни, пожил уже и в столице, где на собственном горьком опыте убедился в социальной неправде. Но тяжелая жизнь не убила в нем любви к прекрасному. Он развесил по стенам картиночки, которые накупил для сына, и во время пожара бросился спасать не деньги, а «картиночки», потеряв «за целый век» накопленное богатство, — «целковых тридцать пять».
Поэма написана от лица народа. Оценка событий и изображенных в ней героев принадлежит как бы тем странникам, которые ищут на Руси «счастливого» и тем самым становятся свидетелями, а подчас и участниками, жизни страны. Авторское отношение к изображаемому в значительной мере сливается с восприятием этих мужиков.
Лирический элемент поэмы в ее патриотическом пафосе. За всеми образами представителей народа, за описаниями сельских работ, пейзажей, широких просторов встает образ России, той «убогой и обильной, забитой и всесильной», о которой поет в своей песне Гриша. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которая согревает суровое и правдивое эпическое повествование.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы