Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»»
Вершиной творчества русского поэта
Уже в начале произведения автором ставится проблема, которая найдет свое разрешение на страницах поэмы: в чем состоит счастье и кто по-настоящему счастлив? «Кому живется весело, Вольготно на Руси?"
Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы — помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется «Помещик». В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:
Какой-то барин кругленький,
пузатенький,
с сигарою во рту.
Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: «румяненький, осанистый, присадистый», «ухватки молодецкие». Вот такого помещика «троечка везла».
Герой представляется нам «шутом гороховым», над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:
… жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.
Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросылительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!
Но я карал — любя!
Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они — его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, «коптил небо божие». Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:
Прорвалась цепь великая!
Прорвалась — раскололася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы «Последыш»: «Помещик наш: Утятин князь!"
Символично название главы «Последыш». Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.
В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:
Помещик наш особенный,
Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил
Да вдруг гроза и грянула.
Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия — тут его «наследники» и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались «наследнички», что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:
Поверил: проще малого
Ребенка стал старинушка!
Заплакал! Пред иконами
Со всей семьею молится.
Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного «сна», пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе — почитание своего барина и служение ему.
Ловко обманули «наследнички» бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких «последышей» по всей Руси-матушке.
Еще одного помещика показывает Некрасов в главе «Савелий — богатырь Святорусский». Это Шалашников, выколачивающий с помощью жестокой порки и угнетения оброк из крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами оболдуевых и утятиных, отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться простыми и естественными. Но, с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность к народу
Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика — это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:
Я божию милостью,
И с древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Над вами господин!..
Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. «Последыши» скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава «Крестьянка»).
Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы