Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Сопоставительный анализ образов Ермила Гирина, Савелия и Григория Добросклонова»
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ярко показаны образы народных заступников: Ермилы Гирина, Савелия и Григория Добросклонова — каждый из этих персонажей по-своему призывает крестьянский народ к «выживанию» в той нелегкой атмосфере, которая была в то время.
Песни Григория Добросклонова — это призыв к каждому русскому человеку, в них звучат и боль, и надежда, и вера, и бессилие перед судьбой. В песне «Соленая» показана нищета крестьянской жизни, когда мать не может даже посыпать солью кусок хлеба для своего ребенка и, всячески изощряясь, пытается посыпать его мукой, но это совершенно бесполезно, и она плачет от бессилия, и ее соленые слезы падают на кусок… Ребенок доволен, он наела, то есть она вышла из этой ситуации. Так и получается в крестьянской жизни, что всему помогает случай. В другой песне Григорий Добросклонов корит бессилие и не смиряется с бездействием русского народа, он верит, что матушка-Русь «могучая» и «обильная», но в то же время соглашается с тем, что она «убогая» и «забитая». Но автор песни не теряет надежды на то, что русский народ сплотится и обретет «настоящее счастье».
Ермила Гирин — это грамотный мужик, который когда-то служил писарем, но уволился из-за того, что вместо своего брата отдал служить сына какой-то вдовы. Так как его мучила совесть, он исправил свою ошибку и решил, что после этого случая он не достоин занимать эту должность, несмотря на то, что все крестьяне простили его и захотели, чтобы он вернулся обратно. То, что Ермила боролся за мельницу с купцом, свидетельствует о том, что Гирин решил посвятить свою жизнь служению народу, чтобы купец не завышал цену за помол и не обманывал крестьян. Образ Ермилы Гирина свидетельствует о том, что в русском народе таятся такие духовные силы, которые могут помочь бороться с несчастной жизнью.
Образ Савелий — символ крестьянского протеста против помещиков и их бесправия, которое творилось на Руси. А расправа с немцем — это ответ на жестокость и «распускание рук» барина. Савелия недолюбливала его семья, и все его называли «клейменным», на что дед весело им отвечал: «Клейменный, да не раб». Это значит то, что он чувствует в себе силу для борьбы с бесправием, которое существовало тогда на Руси, что в нем накипел протест, который он воплотил в жизнь, когда убивал немца и брал на себя ответственность за это.
Все три героя являются народными заступниками, но у каждого свой путь к правде. Способ Ермилы Гирина — это служба народу, он не может жить, не принося пользы обществу своим умом и занятиями. Савелий же выбрал способ бороться с помещиками силой, выражая тем самым крестьянский протест. Путь к правде Григория Добросклонова — призыв к русскому народу, выраженный его песнями. Нельзя сказать, что какой-то из этих способов наиболее продуктивен, но одно ясно, что каждый из них по-своему затрагивает человеческую душу и дает силы и надежду на борьбу с теми, кто перекрывает путь к счастью.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы