Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».»
Поэму «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема народного счастья занимает центральное место в поэме. Автор не случайно выбрал сюжет путешествия — он придает действию эпический масштаб. Счастье народа, на поиски которого отправляются семь странников (цифра семь в фольклоре является магической), становится для них чем-то вроде «золотого руна», а сами они превращаются в «бесстрашных аргонавтов».
Однако понимание того, что именно они ищут, приходит к ним не сразу. Сначала их видение счастливой судьбы ограничивается «покоем, богатством, честью». На основе этих примитивных представлений они выделяют те сословия, которые, по их мнению, обладают всем из того, что входит в небольшой перечень главных «ингредиентов» счастья: помещиков, чиновников, купцов, попов
Но, когда в первой главе странники встречаются с попом, его слова многое проясняют для них:
«В чём счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь — не так ли, други милые?.. Дороги наши трудные… В глухую ночь осеннюю, зимой, в морозы лютые, и в половодье вешнее — иди — куда зовут!.. Каков попу почёт?.. — О ком слагаете вы сказки балагурные, песни непристойные, и всякую хулу?"
Рассказ попа заставляет странников изменить направление поисков — они хотят найти счастливца в праздничной народной толпе, которую они видят в «Сельской ярмонке». Но праздник у крестьян всегда заканчивался одним — горьким пьянством. Это говорит о том, насколько несчастны все эти люди, насколько тяжела их жизнь, раз праздник для них обязательно связан с возможностью напиться и забыть о своих печалях.
В главе «Счастливые» странники предлагают на ярмарке вино в обмен на рассказ крестьян о том, что те считают счастьем. Не увенчались успехом поиски героев — не было настоящих счастливцев среди народной толпы. Услышали они рассказ о Ермиле Гирине, которого в народе очень уважали. Было у него всё: и богатство, и честь, и почёт — но он, тем не менее, счастлив не был, и в критическую минуту жизни он пожертвовал всем ради правды народной и попал в острог.
После этого странники не ищут более счастливцев среди толпы крестьянской. Они встречаются с помещиком, Оболтом-Оболдуевым. Его образ изображён Некрасовым сатирически (что видно даже по фамилии персонажа). Он сожалеет о прошлых временах, когда имел абсолютную власть над крестьянами и мог раздавать им «удары искросыпительные», но при этом считает себя народным заступником, потому что «в воскресенье Светлое со всей своею вотчиной христосовался сам». Теперь же, лишённый своих крестьян, помещик горюет о том, что его праздная жизнь теперь не так легка, как была раньше, когда ему служили его верные «рабы».
Странники отправляются искать народное счастье среди русских женщин — в главе «Крестьянка» они встречаются с Матрёной Тимофеевной, которую многие считали счастливой. Она была красива, заправляла всем домом, имела власть и авторитет среди других крестьян. Но всё, чем она обладала, досталось ей с огромным трудом. Много испытаний пришлось пройти Матрёне Тимофеевне, прежде чем добиться того положения, которое она занимала — и все эти беды слишком глубоко ранили её, и потому она не могла уже чувствовать себя счастливой.
В конце поэмы появляется самый главный для поэмы образ — образ Гриши Добросклонова. Проявленная к нему доброта крестьянская и красота родимой земли навсегда оставили след в его душе — он сделался народным заступником. И он единственный во всей поэме чувствует себя счастливым. В этом заключается главная мысль Некрасова — счастьем для него считается жизнь, принесённая в жертву ради блага всего народа.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы