Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
261 сочинение
Главные герои
И их характеристика
«Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Сочинение
Поэма Кому на Руси жить хорошо писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея инеизбежности крушения несправедливого и жестокого самодержавно-крепостнического строя. Поэма должна была привести читателя к выводу о том, что счастье народа возможно лишь без Оболт-Оболдуевых и Утятиных, тогда, когда народ станет подлинным хозяином своей жизни. Некрасов определил словами крестьян основное содержание эпохи, того послереформенного времени, которое изображено в его поэме:
Порвалась цепь великая,
Порвалась расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов показал два мира, две сферы мир господ, помещиков и мир крестьянства. В основу характеристики помещиков писатель кладет точку зрения мужика. Крестьяне встретили Оболт-Оболдуева. Уже имя помещика привлекает наше внимание своей заостренностью. По словарю Даля, обалдуй значило: невежа, неотесанный болван. В первом из помещиков, появившихся перед мужиками, Некрасов подчеркивает черты, характеризующие относительную устойчивость класса. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него ухватки молодецкие, широкая натура (страстная любовь к земным радостям, к ее утехам). Он неплохой семьянин, не самодур. Его же отрицательные черты (кулак моя полиция, кого хочу того казню) Некрасов изображает как классовые качества. Все хорошее, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное дворянское слово, а мужики заявляют: Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!.Оболт-Оболдуев с насмешкой относится к освобождению крестьян, а мужики продолжают разговаривать с ним в независимом тоне. Два мира интересов, два непримиримых лагеря находятся в состоянии не утихающей борьбы и выверяют свои силы. Дворянин еще упивается родословным деревом, гордится отцом, выросшим в близкой к царской фамилии семье. А мужики понятию родословное дерево противопоставляют будничное, юмористическое: Видели древо всякое. Писатель строит диалог мужиков с помещиками так, чтобы для читателя стало предельно ясным народное отношение к дворянству.
Мужики в результате разговора поняли главное: что значит кость белая, кость черная и почем им разный и почет. Словам барина: Любил меня мужик – они противопоставляют рассказы крепостных про трудные их промыслы, про чужедальны стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань, куда благодетель посылал крестьян на заработки и откуда поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони гостинцы добровольные крестьяне нам несли!. Торжественный рассказ помещика о хорошей жизни обрывается неожиданно страшной картиной. В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула мужика. Странники не осудили, а пожелали: Покой крестьянину и царствие небесное. Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят! Он живет в трагическое для своего класса время.Нет у него духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и мужик сидит не двинется, не гордость благородную желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий, звучит топор разбойничий. В главе последыш ценителями событий продолжают оставаться крестьяне. Странники на Волге увидели необычную картину: вольный народ согласился играть комедь с князем, поверившим, что крепостное право возвращено. Именно розыгрыш, фарсовость ситуации помогает поэту обнаружить несостоятельность старых отношений, смехом покарать прошлое, которое еще живет и надеется, несмотря на внутреннее банкротство, быть восстановленным. Выморочность Последыша особенно выразительно выступает на фоне здорового вахлацкого мира. В характеристике князя Утятина вопрос о дальнейшем упадке помещичьего класса приобретает особый смысл. Некрасов подчеркивает физическую дряблость и моральное оскудение помещика. Последыш не только немощный старик, он дегенеративный тип. Писатель доводит его изображение до гротеска. Выживший из ума старик тешится забавами, живет в мире представлений нетронутого феодализма. Члены семьи создают для него искусственное крепостное право, и он куражится над рабами. Анекдотические его приказы (о женитьбе старухи-вдовы на шестилетнем мальчугане, о наказании владельца непочтительной собаки, залаявшей на барина) при всей кажущейся исключительности создают реальное представление о том, что самодурство безгранично в своей нелепости и может существовать только в условиях крепостного права.
Образ Последыша становится символом смерти, символом крайних форм выражения крепостного права. Народ ненавидит его и ему подобных. Презирая, крестьяне смекнули: а может, выгоднее дотерпеть, помалкивать до смерти старика. Сыновья Утятина, боясь лишиться наследства, уговаривают крестьян разыгрывать глупую и унизительную комедию, сделав вид, что крепостнические порядки живы. Величайшее наслаждение доставляют Утятину вопли крестьян, подвергаемых за малейшую провинность мучительным истязаниям. Беспощадно разоблачает Некрасов все бесчеловечие и нравственного безобразие этого последыша крепостнических времен. Крестьянская ненависть к помещику, к барину отразилась и в тех пословицах, которыми крестьяне характеризуют барина-помещика. Староста Влас говорит:Хвали траву в стогу, А барина в гробу! Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. О них рассказывает Матрена Тимофеевна со слов богатыря святорусского Савелия. Перед нами действует нами Фогель. Если Шалашников, по словам Савелия, побоями выколачивал из мужиков оброк, то немец Фогель пока не пустит по миру, не отойдя, сосет! Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства Шалашниковы русские крепостники.
Сын может отдавать приказания: подпаска малолетнего Федора простить, а Матрену Тимофеевну примерно наказать. Но вот крепостное право в руках немца это нестерпимая вещь. Немец, не торопясь, пилил, пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда. В третьей части поэмы Крестьянка Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа Матрена Корчагина и дед Савелий. В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов решительно выступает за сознательную и активную борьбу с помещичьим произволом, за возмездие угнетателям. В этом сказался новый, демократический гуманизм поэта, который отрицал возможность примирения и требовал отмщения за преступления господствующих классов.
Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее своим любимым детищем. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.
Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо
И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.
Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.
Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее поп, помещик, купец или царь, обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. Покой, богатство, честь вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хоро шо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.
В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и
В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян. Хлеб духовный выше хлеба земного.
В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо. Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.
В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.
Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.
Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село.
Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.
Порвалась цепь великая,
Порвалась расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов показал два мира, две сферы мир господ, помещиков и мир крестьянства. В основу характеристики помещиков писатель кладет точку зрения мужика. Крестьяне встретили Оболт-Оболдуева. Уже имя помещика привлекает наше внимание своей заостренностью. По словарю Даля, обалдуй значило: невежа, неотесанный болван. В первом из помещиков, появившихся перед мужиками, Некрасов подчеркивает черты, характеризующие относительную устойчивость класса. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него ухватки молодецкие, широкая натура (страстная любовь к земным радостям, к ее утехам). Он неплохой семьянин, не самодур. Его же отрицательные черты (кулак моя полиция, кого хочу того казню) Некрасов изображает как классовые качества. Все хорошее, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное дворянское слово, а мужики заявляют: Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!.Оболт-Оболдуев с насмешкой относится к освобождению крестьян, а мужики продолжают разговаривать с ним в независимом тоне. Два мира интересов, два непримиримых лагеря находятся в состоянии не утихающей борьбы и выверяют свои силы. Дворянин еще упивается родословным деревом, гордится отцом, выросшим в близкой к царской фамилии семье. А мужики понятию родословное дерево противопоставляют будничное, юмористическое: Видели древо всякое. Писатель строит диалог мужиков с помещиками так, чтобы для читателя стало предельно ясным народное отношение к дворянству.
Мужики в результате разговора поняли главное: что значит кость белая, кость черная и почем им разный и почет. Словам барина: Любил меня мужик – они противопоставляют рассказы крепостных про трудные их промыслы, про чужедальны стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань, куда благодетель посылал крестьян на заработки и откуда поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони гостинцы добровольные крестьяне нам несли!. Торжественный рассказ помещика о хорошей жизни обрывается неожиданно страшной картиной. В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула мужика. Странники не осудили, а пожелали: Покой крестьянину и царствие небесное. Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят! Он живет в трагическое для своего класса время.Нет у него духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и мужик сидит не двинется, не гордость благородную желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий, звучит топор разбойничий. В главе последыш ценителями событий продолжают оставаться крестьяне. Странники на Волге увидели необычную картину: вольный народ согласился играть комедь с князем, поверившим, что крепостное право возвращено. Именно розыгрыш, фарсовость ситуации помогает поэту обнаружить несостоятельность старых отношений, смехом покарать прошлое, которое еще живет и надеется, несмотря на внутреннее банкротство, быть восстановленным. Выморочность Последыша особенно выразительно выступает на фоне здорового вахлацкого мира. В характеристике князя Утятина вопрос о дальнейшем упадке помещичьего класса приобретает особый смысл. Некрасов подчеркивает физическую дряблость и моральное оскудение помещика. Последыш не только немощный старик, он дегенеративный тип. Писатель доводит его изображение до гротеска. Выживший из ума старик тешится забавами, живет в мире представлений нетронутого феодализма. Члены семьи создают для него искусственное крепостное право, и он куражится над рабами. Анекдотические его приказы (о женитьбе старухи-вдовы на шестилетнем мальчугане, о наказании владельца непочтительной собаки, залаявшей на барина) при всей кажущейся исключительности создают реальное представление о том, что самодурство безгранично в своей нелепости и может существовать только в условиях крепостного права.
Образ Последыша становится символом смерти, символом крайних форм выражения крепостного права. Народ ненавидит его и ему подобных. Презирая, крестьяне смекнули: а может, выгоднее дотерпеть, помалкивать до смерти старика. Сыновья Утятина, боясь лишиться наследства, уговаривают крестьян разыгрывать глупую и унизительную комедию, сделав вид, что крепостнические порядки живы. Величайшее наслаждение доставляют Утятину вопли крестьян, подвергаемых за малейшую провинность мучительным истязаниям. Беспощадно разоблачает Некрасов все бесчеловечие и нравственного безобразие этого последыша крепостнических времен. Крестьянская ненависть к помещику, к барину отразилась и в тех пословицах, которыми крестьяне характеризуют барина-помещика. Староста Влас говорит:Хвали траву в стогу, А барина в гробу! Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. О них рассказывает Матрена Тимофеевна со слов богатыря святорусского Савелия. Перед нами действует нами Фогель. Если Шалашников, по словам Савелия, побоями выколачивал из мужиков оброк, то немец Фогель пока не пустит по миру, не отойдя, сосет! Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства Шалашниковы русские крепостники.
Сын может отдавать приказания: подпаска малолетнего Федора простить, а Матрену Тимофеевну примерно наказать. Но вот крепостное право в руках немца это нестерпимая вещь. Немец, не торопясь, пилил, пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда. В третьей части поэмы Крестьянка Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа Матрена Корчагина и дед Савелий. В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов решительно выступает за сознательную и активную борьбу с помещичьим произволом, за возмездие угнетателям. В этом сказался новый, демократический гуманизм поэта, который отрицал возможность примирения и требовал отмщения за преступления господствующих классов.
Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее своим любимым детищем. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.
Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо
И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.
Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.
Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее поп, помещик, купец или царь, обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. Покой, богатство, честь вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хоро шо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.
В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и
В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян. Хлеб духовный выше хлеба земного.
В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо. Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.
В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.
Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.
Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село.
Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы