Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. Некрасова.»
Венцом творчества Некрасова является его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писал о том, что Некрасов много думал над поэмой, надеясь создать поистине «народную книгу», то есть книгу о народе и для народа. Именно этой причиной и объясняется своеобразие данного произведения.
По первоначальному замыслу Некрасова, крестьяне должны были встретиться со всеми, кого посчитали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была изменена, а так как произведе ние не закончено, до сих пор ведутся горячие споры о последовательности частей.
В прологе мы знакомимся с семью крестьянами из семи различных деревень, названия которых прекрасно отражают те условия, в которых жили бедняки России. Первая часть подробно описывает своеобразный поход героев за истиной. Крестьяне встречают большое количество людей, которые могут считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. В части «Крестьянка» автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой русской женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что «не дело — между бабами счастливую искать!». Часть «Последыш» посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключительная часть поэмы называется «Пир на весь мир». Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем счастливого, с точки зрения Некрасова, человека — Гришу Добросклонова. В заключение звучит и песня Гриши «Русь» — гимн родной стране и ее великому народу.
По стилю поэма очень близка к произведениям устного народного творчества. С этим читатели сталкиваются,
едва начав читать ее:
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Первые две строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок, в прологе — сказочный эпизод с пеночкой, которая дает мужикам «скатерть самобранную».
Сам ритм поэмы близок к ритму стихотворных произведений русского фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, которые употребляются в фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, соловушко, солнышко; деепричастия на -учи, -ючи — играючи, измаючи; много постоянных эпитетов (ветры буйные, черные вороны, псы косматые),
В характеристике героев важное место занимает портрет. Вот, например, описание Якима Нагого:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Якима, таким образом, невозможно отделить от земли русской, земля для крестьянина — кормилица, но для того чтобы собрать с нее хоть какой-нибудь урожай, он должен затратить огромные силы. Тяжела крестьянская доля. И даже в таких условиях Яким находит деньги для того, чтобы купить сыну картиночки. Спасая эти картинки во время пожара, герой не успевает забрать из избы накопленные за всю жизнь 35 целковых, и они сплавляются в один комок, за который крестьянину дают 11 рублей.
Все эти картинки Яким повесил в новую избу. «Есть и новые», — сообщает он Веретенникову. Так Некрасов констатирует стремление народа к прекрасному, к искусству.
Характер героев раскрывается и через их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители других классов иначе выражают свои мысли. Так, в речи попа встречаются церковные слова и обороты, речь помещиков гладкая и потому менее выразительная.
Значительное место в поэме занимают сатирические описания представителей господствующего класса. Они противопоставлены истинным русским людям — простым крестьянам. Так, смешным и жалким предстает перед нами Утятин, сватающий за семидесятилетнюю вдову Терентьевну шестилетнего Гаврилу Жохова, заставляющий крестьян пересушивать абсолютно сухой стог сена… Помещики в поэме изображены как умирающий, доживающий свое класс.
«Кому на Руси жить хорошо» — поэма, значение которой сложно переоценить. В ней развернута такая картина народной жизни, каких мало в русской и мировой литературе. И поэтому поэма считается вершиной творчества, главным трудом всей жизни Некрасова.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы