Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Народные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Одним из лучших произведений русской литературы 19 века, без сомнения, является «Кому на Руси жить хорошо»
Интересна сама композиция поэмы. Еще в прологе автор знакомит читателя с семью крестьянами из разных деревень, названия которых свидетельствуют о жизни бедняков. Сюжет поэмы схож с народными сказами о поисках счастья и правды. Все люди, встречающиеся на пути у мужиков, — разные.
В первой части герои встречаются с людьми, которых можно было бы считать счастливыми. Но вскоре выясняется, что их счастье совсем не в том, что нужно странникам.
Уже во второй части поэмы Некрасов повествует о крестьянке Матрене Тимофеевне и ее горькой судьбе. И читатель, вместе с героями-правдоискателями, убеждается, что «не дело — между бабами счастливую искать!"
Далее рассказывается о помещике и его «житье-бытье» в России после отмены крепостного права. Заключительная же часть поэмы подводит своеобразный итог всему произведению и называется «Пир на весь мир». Только здесь мы встречаем счастливого человека — Гришу Добросклонова. Своеобразным гимном русскому народу становится песня Гриши «Русь».
Что касается стиля поэмы, то она сходна с произведениями устного народного творчества. Читатель может убедиться в этом уже в самом начале произведения:
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Эти строчки схожи с зачином, который был характерен для произведений русского фольклора. Автор в поэме прибегает к использованию различных примет:
… свекровушка
приметой прислужилася
Соседкам наплела,
Что я беду накликала,
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.
Встречаются в произведении также приметы, которые свидетельствуют о каком-то явлении природы:
Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!
Еще один жанр, свойственный народному творчеству, встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Речь идет о загадке:
Никто его не видывал,
А слышать, всякий слыхивал,
Без тела — а живет оно;
Без языка — кричит.
Что касается характеристики героев, то большое место в поэме занимает портрет. Так, очень интересно описание Якима Нагого:
Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Таким образом, автор показывает человека, которого невозможно отделить от русской земли.
Речь героев также является одним из способов передачи их характеров и внутреннего мира. Так, в речи попа встречаются церковные слова: «Братия, несу мой крест с терпением, аминь». Речь помещиков очень гладкая, не столь выразительная, как речь крестьян.
Некрасов в поэме доказывает, что Русь меняется после реформы 1861 года, хотя, конечно же, крепостники остаются прежними. Но важно другое: меняются крестьяне, несмотря на то, что в них все еще много покорности. Еще не наступило то время, когда русский народ станет сильным, умеющим заявлять о себе открыто. Но автор надеется, что скоро наступят такие дни:
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая.
На мой взгляд, поэма стала тем произведением, которое во всей полноте раскрывало проблемы, существовавшие в обществе. Здесь развернута невероятно полная картина народной жизни. Без сомнения, данное произведение является вершиной творчества Некрасова.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы