Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Роль пролога в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»»
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».
Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.
Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов — «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень — Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна — всегда без урожая, другая — сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.
Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:
Мужик что бык: втемяшится
В башку, какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упирается,
Всяк на своем стоит!
Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены — так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью — самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти — самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть — самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.
Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений — времени и пространства.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы