Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Русская женщина появилась в творчестве
И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.
Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в 'Тройке", и в «Еду ли ночью…», и в поэме «Мороз, Красный нос» в лице Дарьи.
И в самом монументальном своем произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием «Крестьянка».
Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это
…осанистая женщина, широкая и плотная,
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.
Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она «закручинилась». А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую. А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где «богатый огород» и «два стога здоровенные». Это еще раз доказывает нам, что Матрена — прекрасная хозяйка.
Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.
Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же — любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:
Я в подневолье с волюшки,
Бог видит, не пойду!
И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.
Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только «молчать, терпеть советовал» да и побил ее однажды. Но на это она не жалуется, так как «не годилось бы жене побои мужнины считать». И вообще, мужем она довольна:
То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…
А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и «полумертвого подкинули в сарай».
Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который «весь гнев с души … согнал улыбкой ангельской». Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.
Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его. А убитая горем мать «клубышком каталася, червушком свивалася». Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы — «неправедные судьи» накинулись, как коршуны, на маленькое тельце. Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.
Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.
Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.
И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: «Ты крепостная женщина!» Отсюда все ее беды и горести.
Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:
У батюшки, у матушки
С Филиппом побывала я,
За дело принялась.
И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:
Поешь, когда останется
От старших да от деточек,
Уснешь — когда больна…
Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то… Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она «горе лютое»:
К кому оно привяжется,
До смерти не избыть!
Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.
Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.
И после смерти Савелия, который говорил: «Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!»
Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.
Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте. Теперь Матрена сознательно все берет на себя:
Коли терпеть, так матери,
Я перед богом грешница…
Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: «Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год…"
Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.
Дважды горела героиня, трижды «бог посетил сибирской язвою…». Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.
Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.
Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь
…бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая — шелку красного,
А третья — шелку черного,
Любую выбирай!..
В любую полезай…
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы