Кому на Руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов
«Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор осуждает не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?»
Написанная к 1876 году Некрасовым, поэма «Кому на Руси жить хорошо» повествует о счастье и горе русского народа. Центральное место занимает изображение послереволюционного крестьянского быта и нравов, царящих в обществе. Особенно Некрасов уделил внимание взаимоотношению бывших помещиков и крепостных крестьян.
В своей поэме автор обращается к теме помещичества и его деспотического обращения по отношению к крестьянам. Внимание к помещикам обусловлено их недавним могуществом. Иллюзия всевластия развенчивается при взгляде на Оболта-Оболдуева. Несоответствие портрета и сущности, действий и их последствий высвечивается с помощью антитезы. Можно вспомнить и князя Утятина, получившего удар от новостей о крестьянской реформе.
Отдельную группу составляют крестьяне, которых условно можно разделить на две группы: протестующие и рабски преданные. Первая группа состоит из людей, осознающих трагичность положения людей: Россия, несмотря на отмену крепостного права, все еще находится под игом рабства. К ним относятся трибуны, защитники народных идей и Руси.
Но вторую группу крестьян Некрасов осуждает за готовность рабски подчиняться бывшим помещикам. В основном это люди, раньше служившие в барском доме и потому имевшие образ жизни, сходный с помещечьим. Это люди без чувства собственного достоинства и гордости: они готовы служить барину и после освобождения, забыв обо всех насмешках и обидах, нанесенных им. Им важен сам факт приобщения к барскому быту: крестьяне счастливы заработать «хозяйскую» болезнь, несмотря на мучения, переносимые ими. Это люди нравственно низкие: многие из них готовы предать друзей и знакомых несмотря на то, что их будут не уважать в селе. При этом, все они — жертвы отсутствия должного воспитания и приобщения к народному быту.
В заключение можно сказать, что Некрасов осуждает добровольно холопство именно за то, что крестьян к этому не принуждали, они сами идут на это. Автор огорчен тем фактом, что человек может самостоятельно принять решение быть в рабстве у другого, терпеть ежедневные унижения: этим самым уничтожается в человеке личность. При этом деспотизм помещиков обусловлен их воспитанием: будучи воспитанными начальниками, они не могут вести себя иначе. Народ же может изменить свое поведение, примером тому могут служить Григорий Добросклонов и Савелий, богатырь святорусский, готовые защищать интересы народа.
Другие сочинения по этому произведению
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы