Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
Повесть «Собачье сердце»
Образ Шарикова в произведении Булгакова — острая сатира, карикатура на все самое темное и бессознательное в человеке.
Итак, профессор Преображенский проводит эксперимент по очеловечению милого пса Шарика. Однако эксперимент оканчивается провалом. Шарик воспринимает только худшие черты своего донора — пролетария Клима Чугункина. Вместо доброго пса возникает зловещий, тупой и агрессивный Полиграф Полиграфович Шариков. Этот герой, тем не менее, великолепно вписывается в социалистическую действительность и даже делает завидную карьеру: от существа неопределенного социального статуса до начальника подотдела очистки Москвы от бродячих животных.
Мистицизм, окутывающий появление нового «человека», вполне сравним с мистицизмом Гёте. Операция над собакой производится в Сочельник, а Шариков появляется на свет в ночь с 6-го на 7-е января — то есть в Рождество. Но Полиграф Полиграфович — воплощение не Христа, а дьявола, взявший себе имя в честь вымышленного «святого» в новых советских «святцах», предписывающих праздновать День полиграфиста.
Связь Шарикова с потусторонними силами подчеркивается и в самом финале повести: «Какой-то нечистый дух вселился в Полиграфа Полиграфовича, очевидно, гибель уже караулила его и рок стоял у него за плечами. … Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом, шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер».
Шариков — жертва книг с изложением марксизма, которые давал ему читать Швондер. Оттуда «новый человек» вынес только тезис о примитивной уравниловке — «взять все да и поделить».
Полиграф Полиграфович становится общественно опасен, науськиваемый председателем домкома Швондером против своего создателя — профессора Преображенского. Шариков пишет доносы на него. Профессору не остается ничего другого, как вернуть новоявленного монстра в первобытное собачье состояние.
Таким образом, в «Собачьем сердце» пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества.
В работе «На пиру богов» философ
Сила Полиграфа Полиграфовича — в его абсолютной чистоте в отношении совести и культуры. Недаром, первым словом Шарикова стало «Абырвалг». Нормы общения, естественные для Преображенского, мучительны для новоявленного Чугункина: «Вот все у нас как на параде… „извините“ да „мерси“, а так, чтобы по-настоящему, — это нет…» Жить по-настоящему для Шарикова — плеваться, грызть семечки, нецензурно выражаться, напиваться, приставать к женщинам. В целом, абсолютно не по-человечески.
Задолго до написания повести в произведении Гете «Фауст» возникает фигура Гомункула — искусственно созданного человеческого существа. Вопрос правомерности и нравственности существования «нечеловеческого» человека актуален и сегодня, во времена изобретения клонирования. Булгаков своей «чудовищной историей» отвечает на эти вопросы прямо и решительно: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние».
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».