«Конфликт в повести «Собачье сердце»»
Сочинение
Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского — оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти. Конфликт еще не созрел. Он только зарождается после того, как эксперимент с собакой приводит к результату, необратимому на первый взгляд, — в налаженные жизнь и быт профессора вторгается существо инородное, зловредное. В этом появившемся в итоге научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора - алкоголика и уголовника Клима Чугунки на. Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова.
С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С другой стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.
Конфликт расширяется. Шариков становится проводником всего враждебного и чуждого интеллигенции тех лет. Это уже не частная проблема, это противостояние.
Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает социалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового революционного лексикона. Например, себя он называет «трудовым элементом», а Швондера — «защитником революционного интереса». В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме.
Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм — черты, изначально присущие Шарикову, получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу: «Кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо. Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия.
Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать на них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке «Переписку Энгельса с Каутским», нашел отражение в пасквиле Шарикова. Донос Полиграфа Полиграфыча написан в лучших традициях этого распространенного в 30-е годы XX века «литературного жанра». Здесь и доказательство антисоветских взглядов Преображенского, который поднял руку на самого Энгельса, и привычные ярлыки: «социал-прислужница», «явный меньшевик».
Гениальный писатель еще в 1926 году предвидел будущую трагедию России, всероссийский конфликт, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо, «социально близкое» новой власти. Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное — расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Да, он действительно нашел себе дело по душе. Его заветная мечта — душить котов — сбылась и приобрела огромный размах.
Разрастание конфликта синхронно с эволюцией Шарикова, он постепенно становится все наглее и агрессивнее. Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы.
Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта про фессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление «до основания» разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе — это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей.
Почему же эксперимент гениального профессора мы называем неудачным? С научной точки зрения этот опыт, напротив, весьма успешный. Профессор Преображенский совершает уникальную операцию: пересаживает псу человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины двадцати восьми лет. Человек этот — Клим Петрович Чугункин. Булгаков дает ему краткую, но емкую характеристику: «Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». И что же? В появившемся в результате научного эксперимента существе задатки вечно голодного уличного пса Шарика соединяются с качествами алкоголика и уголовника Клима Чугункина. И нет ничего удивительного в том, что первыми произнесенными им словами была ругань, а первое «приличное» слово — «буржуи».
Научный результат получился неожиданным И уникальным, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора Преображенского в результате операции тип, «маленького роста и несимпатичной наружности», перевернул отлаженный быт этого дома. Он ведет себя вызывающе грубо, самонадеянно и нагло.
Новоявленный Полиграф Полиграфович Шариков «. надевает лакированные ботинки и галстук ядовитого цвета, его костюм грязный, неопрятный, безвкусный. При помощи домкома Швондера он прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером, — переписку Энгельса с Каутским. И даже делает по поводу переписки критические замечания...
С точки зрения профессора Преображенского — все это жалкие потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение. Для него же стать хоть и небольшим, но начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Теперь он одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой девушки-секретарши. Его наглость становится беспредельной. Целыми днями в доме профессора слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из возможных культурных мероприятий Шарикову нравится только цирк, а театр он называет контрреволюцией. В ответ же на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме.
Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков — это скорее неудача, чем удача профессора Преображенского. Он и сам понимает это: «Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, предупреждает Булгаков.
Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Булгаков говорит, что свершившаяся в России революция — это не результат естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма. Писатель протестует против попыток создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия методами. А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце»)
«Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия)
Булгаков и его роман "Собачье сердце"
В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)
Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце»)
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы)
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания
Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»
Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
САТИРА(По повести «Собачье сердце»)
Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).
Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).
Шариковщина - явление социальное
«Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце "
Образ профессора Преображенского
История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести «Собачье сердце»
Роковые эксперименты
Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века
Шариков и шариковщина
Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».)
Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце"
Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце»
Противоестественный эксперимент профессора Преображенского
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
«Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».)
«Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце")
Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным?
Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»
Великий эксперимент
"Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце")
Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.
«Разруха не в клозетах, а в головах»
«Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века
Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков - характеристика литературного героя
Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
Тема опасности «революционного» преобразования природы
Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце»)
Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Творчество М. А. Булгакова
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского
Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Роль автора в повести «Собачье сердце»
«Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени
Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским
Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце").
Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце"
Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.)
Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести
Сюжетная основа повести «Собачье сердце»
Шариков как типичный продукт своей эпохи
Собачье сердце, Шариков и шариковщина
«Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Интеллигенция в произведениях Булгакова
Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце»
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Краткая характеристика произведения "Собачье сердце"
Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение
Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце"
Итоги эксперимента «Шариковщина», как общественное явление
Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"
Мое отношение к профессору Преображенскому
Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»
Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Фантастика в «Собачьем сердце»
Собачье сердце, Роковые эксперименты
Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова
М. А. Булгаков и театр
Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова
Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков
Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце»
Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»
Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»
Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце"
Экранизация повести «Собачье сердце»
Экранизация повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение
Проблематика и художественное своеобразие повести
Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)
Новаторство повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как явления
Профессор Филипп Филиппович Преображенский
Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв)
Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.)
«Собачье сердце» повесть предупреждение
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита")
Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце»
«Расчеловечивание» Шарикова
Собачье сердце
Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце»
Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как морального явления
Как изображается Москва в повести "Собачье сердце"
Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова
Сатира
Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце»
Чем же занимается этот Швондер
Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Сюжет и образы в повести «Собачье сердце»
Почему ошибся профессор Преображенский
Разумное и нравственное всегда совпадают
Рассуждения над страницами повести
Эксперемент и его последствия
Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце")
Приемы комического в повести «Собачье сердце»
Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»