«Сюжет и образы в повести «Собачье сердце»»
Сочинение
Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе «Дни Турбиных» и ранних рассказах мы видим человека, попавшего в водоворот революционных перемен, в повести «Собачье сердце» переносимся в эпоху 20-х годов, роман «Мастер и Маргарита» описывает Москву 30-х годов. Новая действительность показана в гротесковой манере, но именно это позволяет автору обнажить все те нелепости и1 противоречия, которые он видел вокруг себя в жизни. Итак, место действия повести «Собачье сердце» - Москва, время - 1924 год. Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».
Полюс повести - профессор Преображенский, который пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. Сам он поселился в Обуховой (Чистом) переулке, здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н. М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразились тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «пречистенской». Булгаков уважительно и любовно относился к своему герою-ученому, профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Но вот ирони” времени: гордый и величественный Филипп Филиппович, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев. Беспощаден авторский сарказм в отношении процветающих нэпманов и бывших пролетариев: они дорвались до власти и денег и предаются разврату, думая лишь о теле, а не о душе.
Итак, Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что «бог их знает, чего они туда плеснули». Но самое главное - он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция» - так оценивает профессор новую Москву.
В связи с профессором в повести начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова - тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества, повсюду идет яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? Он, преддомкома, - истинный центр малого мира, средоточие власти и пошлого, хищного быта. Таким уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата!» - гордо сказала женщина. «Да, я не люблю пролетариата», - печально согласился Филипп Филиппович».
И вот, наконец, происходит главное событие повести: профессору удается пересадить собаке гипофиз человека. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо-иелюдь, целиком унаследовавшее пролетарскую сущность своего «предка», пьяницы Клима Чугунки-на. Безобидный Шарик превращается в человека с улицы. Первые произнесенные им слова были руганью, первое отчетливое слово - «буржуи». А потом - слова уличные: «не толкайся!», «подлец», «слезай с подножки» и т. п. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Усмешка жизни в том, что, едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его «папашу» - профессора. Это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, и Шариков уверен, что в этом ему поможет домком, который «интересы защищает».
* «-Чьи интересы, позвольте осведомиться?
* - Известно чьи - трудового элемента. Филипп Филиппович выкатил глаза.
* - Почему же вы - труженик?
* - Да уж известно, не нэпман».
Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника - теоретика Швондера. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ - самая важная вещь на свете. Формализм и бюрократия того времени преследуют нашу страну и по сей день. Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах.
Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создававшегося «социалистического» общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело - общеизвестно.
Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Нужно отметить, что уже тогда, в 20-е годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества. И измученный профессор воскрешает милого пса, не выдержав соседства с Шариковым. Значит ли это, что ему удастся оградить себя от всего того ужасного, что существует в Москве?
Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова «Собачье сердце» - это город уходящей русской культуры, город агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце»)
«Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия)
Булгаков и его роман "Собачье сердце"
В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)
Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце»)
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы)
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания
Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»
Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
САТИРА(По повести «Собачье сердце»)
Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).
Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).
Шариковщина - явление социальное
«Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце "
Образ профессора Преображенского
История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести «Собачье сердце»
Роковые эксперименты
Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
Конфликт в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века
Шариков и шариковщина
Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».)
Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце"
Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце»
Противоестественный эксперимент профессора Преображенского
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
«Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».)
«Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце")
Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным?
Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»
Великий эксперимент
"Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце")
Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.
«Разруха не в клозетах, а в головах»
«Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века
Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков - характеристика литературного героя
Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
Тема опасности «революционного» преобразования природы
Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце»)
Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Творчество М. А. Булгакова
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского
Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Роль автора в повести «Собачье сердце»
«Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени
Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским
Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце").
Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце"
Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.)
Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести
Сюжетная основа повести «Собачье сердце»
Шариков как типичный продукт своей эпохи
Собачье сердце, Шариков и шариковщина
«Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Интеллигенция в произведениях Булгакова
Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце»
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Краткая характеристика произведения "Собачье сердце"
Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение
Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце"
Итоги эксперимента «Шариковщина», как общественное явление
Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"
Мое отношение к профессору Преображенскому
Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»
Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Фантастика в «Собачьем сердце»
Собачье сердце, Роковые эксперименты
Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова
М. А. Булгаков и театр
Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова
Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков
Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце»
Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»
Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»
Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце"
Экранизация повести «Собачье сердце»
Экранизация повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение
Проблематика и художественное своеобразие повести
Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)
Новаторство повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как явления
Профессор Филипп Филиппович Преображенский
Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв)
Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.)
«Собачье сердце» повесть предупреждение
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита")
Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце»
«Расчеловечивание» Шарикова
Собачье сердце
Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце»
Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как морального явления
Как изображается Москва в повести "Собачье сердце"
Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова
Сатира
Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце»
Чем же занимается этот Швондер
Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Почему ошибся профессор Преображенский
Разумное и нравственное всегда совпадают
Рассуждения над страницами повести
Эксперемент и его последствия
Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце")
Приемы комического в повести «Собачье сердце»
Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»