Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»»
Первоначальное название повести «Собачье сердце», написанной М. Булгаковым в 1925 году, было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике. Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему».
Вскоре после этого события в доме автора был произведен обыск, а рукопись конфискована. Повесть не увидела свет при жизни Булгакова, она была опубликована много позже. И можно понять почему, ведь ничего хорошего о советской власти в своем произведении писатель не сказал. Он сравнил эту власть с собакой, которая вдруг стала человеком. Но не все так однозначно в этой повести…
«Собачье сердце» стало откликом Булгакова на историческую и культурную ситуацию в советской России первой половины 20-х годов. Научный эксперимент, изображенный в повести, — это картина пролетарской революции и её результатов. В своем произведении Булгаков поднимает многие насущные вопросы того времени: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти. К тому же, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема новой и старой нравственности и морали — какая из них человечнее.
Так, в «Собачьем сердце» сопоставлены разные слои общества: интеллигенция, которую олицетворяет автор эксперимента профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией. Его ярким представителем является Полиграф Полиграфович Шариков, а также Швондер.
Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «вызвал к жизни новую человеческую единицу», творцом. Но сам автор, как мне кажется, не столь положителен в этой оценке.
Преображенский посягнул на роль создателя, самого Господа Бога. Он пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент. Все, что происходило в этот период в России, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, грандиозный по масштабам и своей опасности. Автор, как мне кажется, не видит за Преображенским морального права принимать высокую роль Творца.
Конечно, профессор — светило науки. Он и впрямь сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз и тем самым «очеловечив» его. Но Шариков стал воплощением всех «страшных черт моего народа».
Прием «перевоплощения», взятый Булгаковым из фантастики и составляющий главную художественную особенность повести, приводит к тому, что реальная ситуация доводится до абсурда. Таким образом, становятся видны все ее стороны, в кривом, но правдивом зеркале.
В своем произведении Булгаков утверждает невозможность насильного и кардинального переустройства общества. И ведь он оказался прав — ошибки революции еще на протяжении многих десятилетий звучали по всей стране. При всем этом следует заметить, что автор не против переустройства общества, но не такими быстрыми и радикальными методами.
Приняв человеческий облик, Полиграф Полиграфович попадает в общий «хор» классовой ненависти пролетариата к буржуазии. Он читает переписку Маркса с Каутским, ненавидит богатых, рассуждает о распределении жилплощади домовым комитетом («один в семи комнатах расселился»). Кроме того, Шариков ненавидит образованных и интеллигентных людей. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков провозглашает недопустимость подобных процессов в обществе — иначе оно обречено.
Мне кажется, что мы должны помнить и уважать свое прошлое, так как в нем много уроков и опыта. Другой вопрос о том, что необходимо пересматривать старые «шаблоны», отказываться от отрицательного опыта. Но на это нужны мозги, а как раз мозгов у Шариковых нет, только гипофиз.
По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы. Власть они получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. Человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в таких людях.
Художественные особенности повести во многом основаны на многочисленных ассоциациях и связях с другими произведениями литературы. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению. Все элементы вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пёс — очевидные переклички с поэмой Блока «Двенадцать». В художественный строй повествования включается даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как воротник. Буржуй в поэме Блока «в воротник упрятал нос», бездомный же пёс в повести Булгакова определяет социальный статус своего будущего благодетеля прежде всего по воротнику: «…Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать».
Таким образом, повесть Булгакова «Собачье сердце» — выдающееся произведение русской литературы как по идейному замыслу, так и по своим художественным достоинствам.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».